Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Биология
16.05.2024 г.
 
 
Биология Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №6

                                                                                  

 

Рабочая программа учебного предмета «биология»

 

Параллель (класс) 6 – 9 классов

срок освоения – 4 года

 

Разработчик: Чеховская Ирина Ивановна, учитель биологии и химии

 

Содержание рабочей программы

1.  Пояснительная записка

2.  Содержание учебного материала (основные блоки, модули)

3.  Учебно-тематическое планирование

4.  Учебно-методическое обеспечение

5.  Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 6-9  классов составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);

- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772);

- примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2008);

-  авторской программы по биологии для 6 – 9 классов под руководством Д.И Трайтака, разработанной в соответствии с Государственным стандартом биологического образования (2004 г.).  (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5 – 11 классы. Программа под редакцией Д. И. Трайтака. -  М.: Мнемозина, 2008)

            В рабочей программе учтены методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования для ОУ Мурманской области, рекомендации  «Методического письма о преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 год и региональный учебный план 2004 год», результаты анализа итогов ГИА и ЕГЭ в г. Мурманске и МОУ СОШ №6  за 2010  - 2011   учебный год.

Программа адресована для обучающихся общеобразовательного учреждения.

Программа реализуется в течение 4 лет.

 

Место и роль курса в обучении (количество часов в учебном плане из федерального, регионального, образовательного учреждения (школьного) компонентов на изучение биологии, в том числе: всего; из них по параллелям; количество часов регионального компонента, их распределение).

 

предмет

компонент

общее количество выделенных часов

количество часов в неделю

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

биология

федеральный

238

1

2

2

2

региональный

34

1

 

 

 

школьный

0

0

0

0

0

ИТОГО

272

2

2

2

 

2

 

 

Цели

     Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли  биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими

     объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и

     здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

·      формирование у подрастающего поколения целостного естественнонаучного мировоззрения,  воспитание бережного отношения к природе в условиях Кольского Заполярья, формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

·         сформировать у обучающихся прочные знания о сущности, назначении и роли основных методов изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение, биологический эксперимент;

·         обеспечить овладение знаниями о биологической (на организменном уровне) и социальной (на уровне личности) сущности человека, понимание обучающимися единства, неразделимости и взаимного влияния этих двух сторон человека как биосоциального существа        .

 

Межпредметные связи, преемственность

            Рабочая программа по биологии для 6-9  классов составлена согласно современным требованиям в области биологического образования, а именно: соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизация содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главной концептуальной идеей программы является реализация системно-структурного подхода к обучению в соответствии с УМК, разработанным авторским коллективом под руководством Трайтака Д.И. Учебный материал структурирован согласно логике развивающего обучения в соответствии с принципом от общего к частному.

            Отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и и целостность организма, обмен веществ и энергии.

Изучение данного курса тесно связано с такой  дисциплиной, как химия.

Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования

                В организации УВП  используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.). Организация УВП  соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной форме организации учебного процесса.

 

Содержание учебного материала

 

 

раздел

элементы

содержания

количество часов по Примерной программе

количество часов по Рабочей программе

обоснование изменения количества часов

Биология как наука. Методы биологии.

соответствует примерной программе в полном объеме

3

в т.ч. лабор. и практ. работ - 3

3

в т.ч. лабор. и практ. работ - 3

-

Система органического мира.

дополнительно к примерной программе: Многообразие флоры Мурманской области. Охрана флоры и фауны Кольского Севера. Значение северных растений, грибов и лишайников, животных  в хозяйственной деятельности человека.

25

в т.ч. лабор. и практ. работ – 8

 

52

в т.ч. лабор. и практ. работ – 19,

экскурсий - 1

увеличено на 27 часов за счет 8 часов регионального компонента и 19 часов резервного времени

 

Многообразие и эволюция живой природы

Дополнительно к примерной программе: многообразие растений и животных Мурманской области.

62 часа, в т.ч. лабор. и практ. работ – 18

 

83 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 31, экскурсий - 3

Увеличено на  21 час за счет 16 часов регионального компонента и 5 часов резервного времени

Признаки живых организмов

Дополнительно к примерной программе: селекция на Кольском Севере

34 часа, в т.ч. лабор. и практ. работ - 8

37 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ - 8

Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени и 2 часов регионального компонента.

Взаимосвязь организмов и окружающей среды

Дополнительно к примерной программе: экологические факторы Мурманской области, природные сообщества Кольского Севера

28 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 7, экскурсий – 3

 

29 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ 12, экскурсий – 6  

Увеличено на 1 час за счет часов регионального компонента 

Человек и его здоровье

Дополнительно к примерной программе: факторы здоровья северянина, приспособление организма человека к условиям Кольского Севера, сохранение здоровья в условиях Кольского Севера  

60 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 15

68 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ 27

Увеличено на 8 часов за счет часов резервного времени.

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Экскурсии

Лабораторные работы

Практические работы

1

2

3

4

5

6

7

I. Биология как наука. Методы биологии.

Тема 2 (6). Клеточное строение растений.

Тема 1 (9). Введение. Живые объекты – объект изучения биологии.

3

 

1

 

2

3

 

1

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

1

тест

II. Система органического мира.

Тема 1 (6).Введение

52

 

1

51

 

1

 

 

 

 

 

 

тест

Тема 2 (6). Разнообразие растительного мира.

Тема 3 (6). Клеточное строение растений.

Тема 4 (6). Семя.

Тема 5 (6). Корень.

Тема 6 (6). Побег

Тема 7 (6). Генеративные органы и размножение растений.

Тема 8 (6). Основные группы растений и историческое развитие растительного мира.

Тема 9 (6). Вирусы

1

 

3

 

3

3

11

9

 

 

2

 

 

 

1

1

 

3

 

3

3

11

9

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

5

3

 

 

 

 

1

 

1

1

 

Тема 10 (6). Бактерии

Тема 11 (6). Грибы

Тема 1 (7). Введение

Тема 7 (7). Класс Насекомые

Тема 9 (7). Рыбы – позвоночные животные

Тема 12 (7). Класс Птицы

Тема 13 (7). Класс Млекопитающие, или Звери

Тема 4 (9). Организм – целостная система.

2

6

2

2

 

1

 

1

 

3

 

1

2

5

2

2

 

1

 

1

 

3

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

III. Многообразие и эволюция живой природы

Тема 8 (6). Основные группы растений и историческое развитие растений.

Тема 2 (7). Одноклеточные животные

Тема 3 (7). Многоклеточные животные

Тема 4 (7). Черви

Тема 5 (7). Тип Моллюски, или Мягкотелые

Тема 6 (7).  Тип Членистоногие

Тема 7 (7). Класс Насекомые

Тема 8(7). Тип Хордовые

Тема 9 (7). Рыбы – позвоночные животные

Тема 10 (7). Класс Земноводные

Тема 11 (7). Класс Пресмыкающиеся

Тема 12 (7). Класс Птицы

Тема 13 (7). Класс Млекопитающие, или Звери

Тема 9 (9). Эволюционное учение

83

 

14

 

 

 

5

 

4

 

4

3

 

4

 

7

2

5

 

5

 

3

 

6

7

 

 

14

80

 

14

 

 

 

5

 

4

 

4

3

 

4

 

7

2

5

 

5

 

3

 

5

6

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

 

1

 

 

7

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

2

 

1

1

1

2

 

 

1

 

3

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

тест

IV. Признаки живых организмов

Тема 3 (6). Клеточное строение растений.

Тема 2 (9).  Химический состав живого.

Тема 3 (9). Строение и функции клетки – элементарной живой системы

Тема 4 (9). Организм – целостная система

Тема 5 (9). Основные закономерности наследственности и изменчивости

Тема 6 (9). Генетика и практическая деятельность человека.

Тема 9 (9). Эволюционное учение.

37

 

2

 

5

 

12

 

 

 

5

 

8

 

 

 

4

 

 

1

37

 

2

 

5

 

12

 

 

 

5

 

8

 

 

 

4

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

тест

V. Взаимосвязь организмов и окружающей среды

Тема 4 (9). Организм – целостная система

Тема 7 (9). Популяции.

Тема 8 (9). Биологические сообщества

Тема 11 (9). Происхождение и эволюция человека

Тема 1 (6). Разнообразие растительного мира

Тема 5 (6). Корень

Тема 13 (6). Жизнь организмов в сообществах.

Тема 12 (7). Класс Птицы Тема 13 (7). Млекопитающие, или звери

29

 

 

1

 

3

11

 

1

 

4

 

1

4

 

1

3

23

 

 

1

 

3

9

 

1

 

2

 

1

3

 

1

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

VI. Человек и его здоровье

Тема 1 (8). Введение

Тема 2 (8). Место человека в системе органического мира.

Тема 3 (8). Строение организма человека

Тема 4 (8). Нервная система

Тема 5 (8). Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.

Тема 6 (8). Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.

Тема 7 (8). Психология и поведение человека

Тема 8 (8). Покровы тела

Тема 9 (8). Опора и движение

Тема 10 (8). Внутренняя среда организма

Тема 11 (8). Кровообращение и лимфооток

Тема 12 (8). Дыхание

Тема 13 (8). Пищеварение

Тема 14 (8). Обмен веществ и превращение энергии

Тема 15 (8). Выделение

Тема 16 (8). Воспроизведение и развитие человека

Тема 17 (8). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда.

68

1

2

 

 

5

 

5

4

 

 

 

 

5

 

 

9

 

2

5

 

5

 

4

 

 

4

5

5

 

2

3

 

 

2

68

1

2

 

 

5

 

5

4

 

 

 

 

5

 

 

9

 

2

5

 

5

 

4

 

 

4

5

5

 

2

3

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

1

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

 

3

 

 

4

1

3

 

 

 

 

 

1

тест

 

 

ИТОГО

272

262

10

62

38

 

 

 

                           

Учебно-методическое обеспечение

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М.- Мнемозина, 2008 г.

Трайтак Д.И., Суматохин С. В. Биология: Биология: Животные. 7  кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип.– М.: Мнемозина, 2010 г.

Рохлов В. С.  Биология. Человек и его здоровье. 8   кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака.  – М.: Мнемозина, 2008 г.

Ефимова Т.М.  Биология. 9  кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. /Т.Мю Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова;  под ред. Д. И. Трайтака.  4-е изд стереотип. – М.: Мнемозина, 2010 г.

Суматохин С.В. Биология. Экология: Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – 2-е изд., исправ. – М.: Мнемозина, 2003 г.

 

            

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

 

    В результате изучения биологии ученик должен

 

    знать/понимать

   признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов

    растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

   сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения   энергии в экосистемах;

   особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

 

    уметь

   объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей    среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;

    взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и  описывать биологические объекты;

   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы   органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы  органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

   выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

    (классификация);

   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника

    отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о   живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 

 

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,

    грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при

    простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

   рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

   выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

   проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины  и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

 

 

 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «