Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска
средняя общеобразовательная школа №6
Рабочая программа учебного предмета «биология»
Параллель (класс) 6 – 9 классов
срок освоения – 4 года
Разработчик: Чеховская Ирина Ивановна, учитель биологии и химии
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного материала (основные блоки, модули)
3. Учебно-тематическое планирование
4. Учебно-методическое обеспечение
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772);
- примерной программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология. /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008);
- авторской программы по биологии для 6 – 9 классов под руководством Д.И Трайтака, разработанной в соответствии с Государственным стандартом биологического образования (2004 г.). (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5 – 11 классы. Программа под редакцией Д. И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2008)
В рабочей программе учтены методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования для ОУ Мурманской области, рекомендации «Методического письма о преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 год и региональный учебный план 2004 год», результаты анализа итогов ГИА и ЕГЭ в г. Мурманске и МОУ СОШ №6 за 2010 - 2011 учебный год.
Программа адресована для обучающихся общеобразовательного учреждения.
Программа реализуется в течение 4 лет.
Место и роль курса в обучении (количество часов в учебном плане из федерального, регионального, образовательного учреждения (школьного) компонентов на изучение биологии, в том числе: всего; из них по параллелям; количество часов регионального компонента, их распределение).
предмет
|
компонент
|
общее количество выделенных часов
|
количество часов в неделю
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
биология
|
федеральный
|
238
|
1
|
2
|
2
|
2
|
региональный
|
34
|
1
|
|
|
|
школьный
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
ИТОГО
|
272
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и
здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
· формирование у подрастающего поколения целостного естественнонаучного мировоззрения, воспитание бережного отношения к природе в условиях Кольского Заполярья, формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
· сформировать у обучающихся прочные знания о сущности, назначении и роли основных методов изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение, биологический эксперимент;
· обеспечить овладение знаниями о биологической (на организменном уровне) и социальной (на уровне личности) сущности человека, понимание обучающимися единства, неразделимости и взаимного влияния этих двух сторон человека как биосоциального существа .
Межпредметные связи, преемственность
Рабочая программа по биологии для 6-9 классов составлена согласно современным требованиям в области биологического образования, а именно: соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизация содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главной концептуальной идеей программы является реализация системно-структурного подхода к обучению в соответствии с УМК, разработанным авторским коллективом под руководством Трайтака Д.И. Учебный материал структурирован согласно логике развивающего обучения в соответствии с принципом от общего к частному.
Отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и и целостность организма, обмен веществ и энергии.
Изучение данного курса тесно связано с такой дисциплиной, как химия.
Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.). Организация УВП соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной форме организации учебного процесса.
Содержание учебного материала
раздел
|
элементы
содержания
|
количество часов по Примерной программе
|
количество часов по Рабочей программе
|
обоснование изменения количества часов
|
Биология как наука. Методы биологии.
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
3
в т.ч. лабор. и практ. работ - 3
|
3
в т.ч. лабор. и практ. работ - 3
|
-
|
Система органического мира.
|
дополнительно к примерной программе: Многообразие флоры Мурманской области. Охрана флоры и фауны Кольского Севера. Значение северных растений, грибов и лишайников, животных в хозяйственной деятельности человека.
|
25
в т.ч. лабор. и практ. работ – 8
|
52
в т.ч. лабор. и практ. работ – 19,
экскурсий - 1
|
увеличено на 27 часов за счет 8 часов регионального компонента и 19 часов резервного времени
|
Многообразие и эволюция живой природы
|
Дополнительно к примерной программе: многообразие растений и животных Мурманской области.
|
62 часа, в т.ч. лабор. и практ. работ – 18
|
83 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 31, экскурсий - 3
|
Увеличено на 21 час за счет 16 часов регионального компонента и 5 часов резервного времени
|
Признаки живых организмов
|
Дополнительно к примерной программе: селекция на Кольском Севере
|
34 часа, в т.ч. лабор. и практ. работ - 8
|
37 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ - 8
|
Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени и 2 часов регионального компонента.
|
Взаимосвязь организмов и окружающей среды
|
Дополнительно к примерной программе: экологические факторы Мурманской области, природные сообщества Кольского Севера
|
28 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 7, экскурсий – 3
|
29 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 12, экскурсий – 6
|
Увеличено на 1 час за счет часов регионального компонента
|
Человек и его здоровье
|
Дополнительно к примерной программе: факторы здоровья северянина, приспособление организма человека к условиям Кольского Севера, сохранение здоровья в условиях Кольского Севера
|
60 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 15
|
68 часов, в т.ч. лабор. и практ. работ – 27
|
Увеличено на 8 часов за счет часов резервного времени.
|
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Всего
|
Уроки
|
Экскурсии
|
Лабораторные работы
|
Практические работы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I. Биология как наука. Методы биологии.
Тема 2 (6). Клеточное строение растений.
Тема 1 (9). Введение. Живые объекты – объект изучения биологии.
|
3
1
2
|
3
1
2
|
|
2
|
1
|
тест
|
II. Система органического мира.
Тема 1 (6).Введение
|
52
1
|
51
1
|
|
|
|
тест
|
Тема 2 (6). Разнообразие растительного мира.
Тема 3 (6). Клеточное строение растений.
Тема 4 (6). Семя.
Тема 5 (6). Корень.
Тема 6 (6). Побег
Тема 7 (6). Генеративные органы и размножение растений.
Тема 8 (6). Основные группы растений и историческое развитие растительного мира.
Тема 9 (6). Вирусы
|
1
3
3
3
11
9
2
1
|
1
3
3
3
11
9
2
1
|
|
1
2
5
3
|
1
1
1
|
|
Тема 10 (6). Бактерии
Тема 11 (6). Грибы
Тема 1 (7). Введение
Тема 7 (7). Класс Насекомые
Тема 9 (7). Рыбы – позвоночные животные
Тема 12 (7). Класс Птицы
Тема 13 (7). Класс Млекопитающие, или Звери
Тема 4 (9). Организм – целостная система.
|
2
6
2
2
1
1
3
1
|
2
5
2
2
1
1
3
1
|
1
|
3
1
|
1
|
|
III. Многообразие и эволюция живой природы
Тема 8 (6). Основные группы растений и историческое развитие растений.
Тема 2 (7). Одноклеточные животные
Тема 3 (7). Многоклеточные животные
Тема 4 (7). Черви
Тема 5 (7). Тип Моллюски, или Мягкотелые
Тема 6 (7). Тип Членистоногие
Тема 7 (7). Класс Насекомые
Тема 8(7). Тип Хордовые
Тема 9 (7). Рыбы – позвоночные животные
Тема 10 (7). Класс Земноводные
Тема 11 (7). Класс Пресмыкающиеся
Тема 12 (7). Класс Птицы
Тема 13 (7). Класс Млекопитающие, или Звери
Тема 9 (9). Эволюционное учение
|
83
14
5
4
4
3
4
7
2
5
5
3
6
7
14
|
80
14
5
4
4
3
4
7
2
5
5
3
5
6
13
|
1
1
1
|
7
1
1
1
2
1
1
1
2
1
3
2
1
|
1
1
1
1
2
1
|
тест
|
IV. Признаки живых организмов
Тема 3 (6). Клеточное строение растений.
Тема 2 (9). Химический состав живого.
Тема 3 (9). Строение и функции клетки – элементарной живой системы
Тема 4 (9). Организм – целостная система
Тема 5 (9). Основные закономерности наследственности и изменчивости
Тема 6 (9). Генетика и практическая деятельность человека.
Тема 9 (9). Эволюционное учение.
|
37
2
5
12
5
8
4
1
|
37
2
5
12
5
8
4
1
|
|
1
4
1
|
2
|
тест
|
V. Взаимосвязь организмов и окружающей среды
Тема 4 (9). Организм – целостная система
Тема 7 (9). Популяции.
Тема 8 (9). Биологические сообщества
Тема 11 (9). Происхождение и эволюция человека
Тема 1 (6). Разнообразие растительного мира
Тема 5 (6). Корень
Тема 13 (6). Жизнь организмов в сообществах.
Тема 12 (7). Класс Птицы Тема 13 (7). Млекопитающие, или звери
|
29
1
3
11
1
4
1
4
1
3
|
23
1
3
9
1
2
1
3
1
2
|
2
2
1
1
|
1
1
1
1
|
4
2
2
|
|
VI. Человек и его здоровье
Тема 1 (8). Введение
Тема 2 (8). Место человека в системе органического мира.
Тема 3 (8). Строение организма человека
Тема 4 (8). Нервная система
Тема 5 (8). Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Тема 6 (8). Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.
Тема 7 (8). Психология и поведение человека
Тема 8 (8). Покровы тела
Тема 9 (8). Опора и движение
Тема 10 (8). Внутренняя среда организма
Тема 11 (8). Кровообращение и лимфооток
Тема 12 (8). Дыхание
Тема 13 (8). Пищеварение
Тема 14 (8). Обмен веществ и превращение энергии
Тема 15 (8). Выделение
Тема 16 (8). Воспроизведение и развитие человека
Тема 17 (8). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда.
|
68
1
2
5
5
4
5
9
2
5
5
4
4
5
5
2
3
2
|
68
1
2
5
5
4
5
9
2
5
5
4
4
5
5
2
3
2
|
|
3
1
3
1
1
2
|
1
1
2
3
4
1
3
1
|
тест
|
ИТОГО
|
272
|
262
|
10
|
62
|
38
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М.- Мнемозина, 2008 г.
Трайтак Д.И., Суматохин С. В. Биология: Биология: Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип.– М.: Мнемозина, 2010 г.
Рохлов В. С. Биология. Человек и его здоровье. 8 кл.: Учеб. для общеобразовательных учреждений. / В. С. Рохлов, Ч. Б. Трофимов / под ред. Д. И. Трайтака. – М.: Мнемозина, 2008 г.
Ефимова Т.М. Биология. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. /Т.Мю Ефимова, А.О. Шубин, Л.Н. Сухорукова; под ред. Д. И. Трайтака. 4-е изд стереотип. – М.: Мнемозина, 2010 г.
Суматохин С.В. Биология. Экология: Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. – 2-е изд., исправ. – М.: Мнемозина, 2003 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,
грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.
|