РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по химии
Учитель: Чеховская И.И.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (2006г.).
Кроме этого, исходными документами для составления данной рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Мурманской области, утвержденный приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080;
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (68ч - 8 класс, 68ч - 9 класс). Для реализации программы будет использоваться УМК О.С.Габриеляна.
Содержание программы структурировано по шести блокам:
1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии;
2. Вещество;
3. Химическая реакция;
4. Элементарные основы неорганической химии;
5. Первоначальные представления об органических веществах;
6. Химия и жизнь.
Изучение химии на второй ступени направлено на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа обеспечивает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании сочетания современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В основе планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем подготовки учащихся предусматривает устный опрос, проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, зачетов. В рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов. Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют последовательно формировать умения обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии. Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность 10-30 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.
Учебно-тематический план
№
|
Тематические учебные блоки (разделы, темы)
|
всего
|
8 класс
|
9 класс
|
9 класс
|
1
|
РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
Тема 1(8). Введение
Тема 4(8). Соединения химических элементов
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
|
8
|
3
3
2
|
|
|
2
|
РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО
Тема 1(8). Введение
Тема 2(8). Атомы химических элементов
Тема 3(8). Простые вещества
Тема 4(8). Соединения химических элементов
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
|
26
|
3
9
3
10
1
|
|
|
3
|
РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
|
19
|
8
11
|
|
|
4
|
РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Тема 3(8). Простые вещества
Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами
Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Тема 1(9). Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
Тема 2(9). Металлы
Тема 3(9). Неметаллы
Тема 5(9). Обобщение знаний по химии за курс основной школы
|
62
|
2
9
1
|
4
17
26
3
|
|
5
|
РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 5(9). Органические соединения
|
10
|
|
10
|
|
6
|
РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
|
6
|
|
6
|
|
|
Всего
|
131
|
65
|
68
|
|
|
Резервное время
|
5
|
3
|
2
|
|
|
Итого
|
136
|
68
|
68
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов и тем
|
Содержание
|
Количество часов
|
Демонстрации, лабораторные опыты
|
Формы контроля
|
Всего
|
Из них
практические работы
|
РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
|
8
|
4
|
|
|
|
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
|
|
Практические занятия
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
4. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода)
|
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
2. Разделение смесей.
3. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
|
|
РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО
|
26
|
|
|
|
|
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
|
|
|
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
|
|
РАЗДЕЛ III. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
|
19
|
2
|
|
|
|
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
|
|
Практические занятия
5. Признаки химических реакций
1. 6. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
|
Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты
4. Взаимодействие оксида магния с кислотами.
5. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
6. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
|
|
РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
|
62
|
5
|
|
|
|
Водород, физические и химические свойства, получение и применение.
Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.
Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.
Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
|
|
Практические занятия
7. Получение, собирание и распознавание газов (водорода)
8. Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
9. Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода
10. Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
11. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
|
Демонстрации
Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Образцы неметаллов.
Аллотропия серы.
Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Распознавание соединений хлора.
Кристаллические решетки алмаза и графита.
Получение аммиака.
Лабораторные опыты
12. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
13. Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
14. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
15. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
16. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
17. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.
|
|
РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
|
10
|
1
|
|
|
|
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
|
|
Практические занятия
12. Изготовление моделей углеводородов.
|
Демонстрации
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Модели молекул органических соединений.
Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена.
Качественные реакции на этилен и белки.
|
|
РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
|
6
|
2
|
|
|
|
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час).
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
|
|
Практические занятия
13. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
14. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
|
Демонстрации
Образцы лекарственных препаратов.
Образцы строительных и поделочных материалов.
Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
|
|
ВСЕГО:
|
131
|
14 (6+8)
|
|
|
Резервное время
|
5
|
|
|
|
ИТОГО:
|
136
|
14
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
· называть: химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
|