Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
08.05.2024 г.
 
 
PDF Печать E-mail

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по химии

 

Учитель:  Чеховская И.И.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  основного общего образования по химии (2006г.).

Кроме этого, исходными документами для составления  данной рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Мурманской области, утвержденный приказом комитета по образованию Мурманской области от  30.06.2006 № 811;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Минобрнауки России от  24 декабря 2010 г. № 2080;   

 - Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Данная программа рассчитана на 136 учебных часов (68ч - 8 класс, 68ч - 9 класс). Для реализации программы будет использоваться УМК О.С.Габриеляна.

Содержание программы структурировано по шести блокам:

1. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии;

2. Вещество; 

3. Химическая реакция;

4.  Элементарные основы неорганической химии; 

5. Первоначальные представления об органических веществах;

6. Химия и жизнь.

 

Изучение химии  на второй ступени направлено на достижение следующих целей:

· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа обеспечивает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются:

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

- использование для решения познавательных задач различных источников информации;

- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании сочетания современных образовательных технологий, позволяющих реализовать принципы компетентностного подхода и обеспечивающих  освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.   В основе  планирования уроков лежит проблемный метод, принципы развивающего обучения, использование компьютерных технологий. Контроль за уровнем  подготовки учащихся предусматривает устный опрос,  проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ, зачетов. В рабочей программе не предусмотрено проведение отдельных практикумов. Практические работы включаются в содержание изучаемых тем курса и позволяют последовательно формировать умения обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и реактивами, что особенно актуально на первоначальном этапе изучения предмета и будет способствовать поддержанию интереса к изучению химии.  Все практические работы являются оценочными, каждый обучающийся получает отметку в журнал. Лабораторные опыты (продолжительность  10-30 минут) носят обучающий характер, также способствуют формированию практических умений и оцениваются выборочно.


Учебно-тематический план

 

Тематические учебные блоки (разделы, темы)

всего

8 класс

9 класс

9 класс

1

РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

 

Тема 1(8). Введение

Тема 4(8).  Соединения химических элементов

Тема 5(8).  Изменения, происходящие с веществами

8

 

 

 

3

3

2

 

 

2

РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО

 

Тема 1(8). Введение

Тема 2(8). Атомы химических элементов

Тема 3(8).  Простые вещества

Тема 4(8).  Соединения химических элементов

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 

26

 

 

3

9

3

10

1

 

 

3

РАЗДЕЛ III.  ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

 

Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 

19

 

 

8

11

 

 

 

 

 

4

РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

 

Тема 3(8).  Простые вещества

Тема 5(8). Изменения, происходящие с веществами

Тема 6(8). Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 

Тема 1(9). Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

Тема 2(9). Металлы

Тема 3(9). Неметаллы

Тема 5(9). Обобщение знаний по химии за курс основной школы

62

 

 

2

9

1

 

 

 

 

 

4

17

26

3

 

5

РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ 

 

Тема 5(9).  Органические соединения

10

 

 

 

 

10

 

6

РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

 

6

 

6

 

 

Всего

131

65

68

 

 

Резервное время

5

3

2

 

 

Итого

136

68

68

 

 

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание

Количество часов

Демонстрации, лабораторные опыты

Формы контроля

Всего

Из них

практические работы

 

РАЗДЕЛ I. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии

8

4

 

 

 

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

 

 

Практические занятия

1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

4. Получение, собирание и распознавание  газов (кислорода)

 

Демонстрации

 

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

1.                  Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

2.                  Разделение смесей.

3.                  Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ВЕЩЕСТВО 

 

26

 

 

 

 

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

 

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

 

 

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

 

Модель молярного объема газов.

 

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

 

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

 

Возгонка йода.

 

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

 

Образцы типичных металлов и неметаллов.

 

 

 

РАЗДЕЛ III.  ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ  

 

19

 

2

 

 

 

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

 

 

Практические занятия

5. Признаки химических реакций

1.       6. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

 

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

4.                  Взаимодействие оксида магния с кислотами.

5.                  Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

6.                  Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

 

РАЗДЕЛ IV. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ   

62

5

 

 

 

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

 

 

Практические занятия

7.                   Получение, собирание и распознавание газов (водорода)

8.                   Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

9.                   Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и углерода

10.               Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

11.               Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

 

 

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

 

Лабораторные опыты

12.               Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

13.               Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

14.               Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

15.               Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

16.               Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

17.               Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

 

 

РАЗДЕЛ V. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ 

10

1

 

 

 

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

12. Изготовление моделей углеводородов.

 

 

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ VI. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

 

 

 

6

 

2

 

 

 

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6  час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

13. Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

14. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

 

 

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

 

 

ВСЕГО:

131

14 (6+8)

 

 

Резервное время

5

 

 

 

ИТОГО:

136

14

 

 

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

· называть: химические элементы, соединения изученных классов;

· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· безопасного обращения с веществами и материалами;

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

· приготовления растворов заданной концентрации.

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «