Образовательная программа
МОУ г. Мурманска СОШ № 6
на 2010 – 2011 учебный год
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы... 3
2. Общеобразовательная программа начального общего образования 6
i ступень (1 – 4 классы) 6
3. Образовательная программа основного общего образования.. 14
ii ступень обучения (5 – 9 классы). 14
1. Пояснительная записка к образовательной программе школы
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы № 6
направлена
ü на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
ü на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования
В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
ü повышению уровня культуры личности школьников;
ü обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
ü воспитанию уважения к закону, правопорядку;
ü развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
ü развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе
ü обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,
ü нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Образовательная программа школы предназначена удовлетворить потребности:
ü учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;
ü общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
ü выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются
ü Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Министерства образования и науки Мурманской области, комитета по образованию администрации города-героя Мурманска;
ü Конвенция о правах ребенка;
ü Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин 2.4.2.1178-02);
ü Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
ü Устав школы и локальные акты ОУ;
ü Лицензия образовательного учреждения.
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды МОУ г. Мурманска СОШ № 6;
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, спортивный зал; имеется скоростной выход в Интернет;
- традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в муниципальных и региональных конкурсах учащихся и педагогов.
Образовательная программа определяет
ü цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
ü учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими образовательными учреждениями, и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.
Образовательная программа регламентирует:
ü условия освоения образовательной программы;
ü диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
ü организационно-педагогические условия реализации программ общего образования.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
ü обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
ü создание необходимых условий для развития личностной мотивации, способностей учащихся;
ü использование современных образовательных технологий;
ü развитие сети внеклассной работы;
ü использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;
ü использование возможностей социокультурной среды города и поселка Дровяное.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
В тексте представлены образовательные программы
ü начального общего образования (1 – 4 классы);
ü основного общего образования (5 – 9 классы)
Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ в образовательных учреждениях города Мурманска.
2. Общеобразовательная программа начального общего образования
I ступень
(1-4 классы)
2.1. Целевое назначение
ü реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
ü обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ 2004 года и Базисным региональным учебным планом ОУ Мурманской области 2006 года;
ü создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);
ü сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
ü сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
ü подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;
ü формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
ü развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
ü развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
ü воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
ü Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;
ü Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;
ü Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.
2.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст:
|
6,5 – 10 лет
|
Состояние здоровья:
|
1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских
противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы,
|
Уровень готовности к освоению программы:
|
школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению).
|
Технология комплектования:
|
заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в МОУ СОШ № 6
|
Продолжительность обучения
|
4 года
|
Процедура выбора образовательной программы предполагает:
ü ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемой ОП ( дни открытых дверей в школе, информационный стенд, беседа с учителями и администрацией);
ü выступление учителя с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;
ü ознакомление с Уставом ОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;
ü анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов)
Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ОУ, локальными актами ОУ.
2.3. Ожидаемый результат
ü Достижение уровня элементарной грамотности.
ü Сформированность умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.
ü Создание основ для формирования валеологической культуры на следующей ступени образования.
ü Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.
ü Формирование коммуникативной и эстетической культуры.
ü Формирование нравственных и эстетических начал личности.
ü Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.
ü Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.
ü Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.
Выпускник начальной школы
ü это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
ü это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
ü это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе
ü это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
ü это ученик, который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Учебная программа.
На первой ступени образования в 1 – 4 классах образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями ФБУП – 2004 г., РБУП – 2006, концепцией и программами для начальной школы «Школа России» (руководитель проекта А.А. Плешаков). Обучение осуществляется в классах-комплектах 1 и 3, 2 и 4
Обучение русскому языку начинается с четвертой четверти 1 класса по учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» (5 часов в неделю), до этого периода первоклассники работают по комплекту Горецкого В.Г. «Обучение грамоте», который включает в себя «Русскую азбуку» и четыре прописи с печатной основой к ней. Во 2 – 4 классах учащиеся занимаются по обновленному комплекту Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» из расчета 5 часов в неделю.
Обучение литературе (литературному чтению) начинается со 2 класса по учебникам М.В. Головановой, В.Г. Горецкого «Родная речь» ( 2 - 4 класс – 4 часа в неделю).
Изучение английского языка осуществляется по программе Биболетовой М.З.
со 2 класса в объеме 2 часов в неделю.
Обучение математике в школе первой ступени ведется из расчета 4 часов в неделю в 1 - 4 классах по учебнику М.И.Моро.
«Окружающий мир» ведется по учебникам Плешакова А.А.. «Мир вокруг нас» в 1- 4 классах - 2 часа. Курс «Мой Мурманск» в 1-4 классах реализуется через интеграцию с содержанием базовых образовательных областей и классные часы. «Изобразительное искусство» ведется с 1 по 4 класс по программе Неменского Б.М. (1час). Музыка обеспечена программой для ОУ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского. В 1 классе отведено 2 часа на уроки физкультуры, во 2 - 4 классах – 3 часа, в т.ч. по 1 часу за счет регионального компонента. Курс «ОБЖ» в 1-4 классах осуществляется на основе интеграции с общеобразовательными предметами.
В соответствии с РБУП – 2006 г. часы регионального компонента используются для ведения во 2-4 кл. 3-го урока физкультуры и интегрированного краеведческого курса
Часы школьного компонента используются для проведения индивидуальных и групповых занятий.
Учебный план со 2 по 4 класс рассчитан на шестидневную учебную неделю.
Учащиеся первого класса обучаются по пятидневной учебной неделе в соответствии с письмом МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
2.4. Учебный план ОУ
№
п/п
|
Учебные
предметы
|
1 ступень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ФБУП 2004, РБУП 2006 г
|
1
|
Рус. язык
|
5
|
5
|
5
|
5
|
2.
|
Литерат. чтение
|
4
|
4
|
4
|
4
|
3.
|
Литература
|
|
|
|
|
4.
|
Иностранный язык
|
|
2
|
2
|
2
|
5.
|
Математика
|
4
|
4
|
4
|
4
|
6.
|
Информатика и ИКТ
|
|
|
|
|
7.
|
История
|
|
|
|
|
8.
|
Обществознание
|
|
|
|
|
9.
|
География
|
|
|
|
|
10.
|
Природоведение
|
|
|
|
|
11.
|
Окруж. мир
|
2
|
2
|
2
|
2
|
12.
|
Биология
|
|
|
|
|
13.
|
Физика
|
|
|
|
|
14.
|
Химия
|
|
|
|
|
15.
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
Искусство
|
|
|
|
|
17
|
ИЗО
|
1
|
1
|
1
|
1
|
18.
|
Физическая культура
|
2
|
2
|
2
|
2
|
19.
|
ОБЖ
|
|
|
|
|
20.
|
Труд
|
1
|
1
|
2
|
2
|
21.
|
Технология
|
|
|
|
|
Региональный компонент
|
-
|
1 физкульт
1
краевед
|
1 физкульт
1
краевед
|
1 физкульт
1
краевед
|
Обязательная нагрузка
|
20
|
24
|
25
|
25
|
Компонент ОУ(ш/к)
|
-
|
1
|
-
|
-
|
Пред.доп. нагрузка
|
20
|
25
|
25
|
25
|
2.6. Организационно-педагогические условия
Нормативные:
В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02, занятия проводятся в 1 смену при 6-дневной учебной неделе.( в 1 классе – 5 дневная учебная неделя)
Максимальный объем учебной нагрузки составляет:
ü 1 классы – 20 уроков в неделю;
ü 2,3 классы – 25 урока в неделю;
ü 4 классы – 25 урока в неделю.
ü
Занятия начинаются в 9 часов 00 минут.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Продолжительность перемен: 2 перемены по 10 минут, 2 перемены по 20 минут.
на каждом уроке проводится 2-3 динамические паузы.
Средняя наполняемость классов – 5 человек.
Организационные:
Основной формой организации обучения является классно-урочная.
Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Предусмотрены дополнительные каникулы в феврале. Каникулы проводятся в сроки, рекомендуемые комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утвержденные директором школы.
В школе работает столовая, где учащиеся получают горячие обеды. Учащиеся льготных категорий получают бесплатные завтраки и обеды.
Образовательный процесс на 1 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. В основе учебно-воспитательной деятельности педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка, развитие устойчивого познавательного интереса к обучению.
Описание педагогических технологий
В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии
Традиционные технологии:
системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные этапы на уроке:
ü проверка усвоения пройденного;
ü объяснение нового материала;
ü закрепление полученных знаний;
ü домашние задания
Технологии активных форм и методов:
ü уроки- путешествия;
ü дискуссии;
ü уроки-фантазии;
ü уроки-сказки;
ü игровые технологии;
ü работа в парах;
ü разработка и защита проектов (индивидуальных и групповых);
ü игра по станциям;
ü инсценировка;
ü путешествие.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной школы в рамках учебной и проектной деятельности, развитию которой в школе уделяется большое внимание.
Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы через целевые программы: «Здоровье и спорт», «Моя гражданская позиция», «Досуг», «Мой край родной», «Семья и школа», «Учение». Программа направлена на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Технологии организации внеучебной деятельности:
ü технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;
ü формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;
ü ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (ответственные дежурные, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела);
ü школьные кружки и секции:
ü программы досуговых мероприятий, приуроченные к празднованию памятных дат и государственных праздников.
ü взаимодействие с МОДЮБ
2.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
Текущие формы контроля
ü текущая успеваемость
ü устные ответы на уроках
ü самостоятельные и проверочные работы
ü контроль техники чтения
ü контрольные работы
Обязательные формы итогового контроля
ü годовые контрольные работы по русскому языку и математике
ü контроль техники чтения.
Изменяются функции оценки. Учитель индивидуально оценивает достижения детей. Начиная с первого класса каждый ребёнок формирует своё собственное «Портфолио». В «Портфолио» дети помещают дипломы, грамоты, сертификаты. Дети периодически представляют в классе своё «Портфолио». Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений собственного ребёнка.
Переход от системы учета знаний к системе учета личностных достижений происходит по следующим критериям:
ü отношение к учебной деятельности
¨ состояние учебных принадлежностей
¨ систематическое выполнение домашних заданий
¨ участие в конкурсах, олимпиадах
ü способность к деятельности
¨ активность на уроках и во внеурочной деятельности
¨ самостоятельность
¨ стремление узнать новое, любознательность
¨ участие в работе кружков, секций
ü общая культура
¨ кругозор (начитанность, осведомленность, эрудиция)
¨ приветливость, отзывчивость
¨ тактичность
¨ внешний вид
¨ соблюдение этических норм поведения.
Широко используются формы общественной аттестации:
ü классные, школьные, муниципальные конкурсы;
ü предметные олимпиады;
2.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
ü социально-педагогическую диагностику:
¨ социальный статус семьи;
¨ наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;
¨ необходимость оказания различных видов необходимой помощи;
ü медицинскую диагностику: уровень здоровья ребенка;
ü педагогическую диагностику:
¨ сформированность важнейших учебных действий;
¨ уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;
¨ развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас устной речи);
¨ развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда);
¨ умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом);
¨ взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).
3. Образовательная программа основного общего образования
II ступень обучения
(5- 9 классы)
3.1. Целевое назначение
ü реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;
ü обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ 2004 года и Базисным региональным учебным планом ОУ Мурманской области 2006 года;
ü создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;
ü сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
ü сохранение и поддержка физического и психического развития детей;
ü создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы
ü формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);
ü создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;
ü развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей.
ü развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;
ü развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).
ü воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;
Ведущие задачи:
ü создание условий для становления отношения ребенка к миру и к себе, своим потребностям, стремлениям и желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;
ü поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.
3.2. Характеристика учащихся,
которым адресована образовательная программа начального общего образования
Возраст:
|
11-15 лет
|
Уровень готовности к усвоению программы:
|
Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения
|
Состояние здоровья:
|
1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения
|
Технология комплектования:
|
Комплектование 5 классов
|
Продолжительность обучения
|
5 лет
|
Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:
ü Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора ( родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);
ü Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);
ü Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);
ü Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);
ü Коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.
3.3. Ожидаемый результат
ü Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами.
ü Выход на начальный уровень функциональной грамотности, предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.
ü Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему обучению.
3.4. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.
Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.
Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями
3.5.Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.
Основное общее образование
На второй ступени образования в 5 – 9 классах образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями ФБУП – 2004 г., РБУП – 2006 г. Все предметы изучаются на базовом уровне, количество часов соответствует действующим государственным программам для общеобразовательных учреждений.
В 7 классе обучение русскому языку ведется по программе Львовой С.И.; в 5, 6, 8, 9 классах – по программе Ладыженской Т.А Реализация регионального компонента осуществляется на уроках русского языка в 5-9 классах параллельно, путем вкрапления, дополнения обновленной примерной региональной программы, разработанной коллективом авторов (Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д), к ныне действующим программам по русскому языку.
На уроки литературы в соответствии с государственной программой отведено в 9 кл. – 3 часа; в 5, 6, 7, 8 – по 2 часа. Обучение литературе в 5 – 9 классах осуществляется по программе В. Я. Коровиной. Региональный компонент реализуется в соответствии с обновленной «Программой по литературному краеведению (5-11 классы)» (авторы Л.Т. Пантелеева, Дмитриева О.К.).
Изучение английского языка осуществляется по программе Биболетовой М.З. из расчета 3 часа в неделю.
На математику выделено в 5-9 классах по 5 часов. Математика в 5 – 6, алгебра в 7 -9 кл. ведется по программе Дорофеева Г.В., геометрия в 7 – 9 кл. – по программе Л.С. Атанасяна.
На историю в 5-9 классах в соответствии с государственной программой (история России по программе и учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной; история Древнего мира - А.А. Вигасина, Г.И. Годера; история Средних веков – В.А. Ведюшкина; «Новая история» - А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной; «Новейшая история зарубежных стран. 20 – нач. 21 в.» - А.О. Сороко – Цюпа) дано 2 часа; в 9 классе дополнительно введен 1 час за счет регионального компонента для изучения истории Мурманской области. Обществознание ведется с 6 по 9 класс (1 час в неделю) по программе и учебникам Боголюбова Л.Н.
География ведется по программе для ОУ авторского коллектива географического факультета МПГУ (под ред. И.В. Душиной) и Примерной программой основного общего образования по географии (2 вариант программы); используются учебники В.П. Дронова в 6, 8, 9 классах и Душиной И.В. в 7 кл. Реализация регионального компонента в соответствии с «Национально-региональным компонентом государственного образовательного стандарта. География» (авт. В.М. Возница, Мурманск, МОИПКРО, 2001). За счет часов регионального компонента в 6 классе выделен 1 час на изучение географии Мурманской области.
Реализация курса «Биология» в 5 – 8 кл. в соответствии с Программами для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы / [авт. – сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой]. В 9 кл. в соответствии с Программами для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-9 кл. (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, А.А. Плешаков, В.И. Сивоглазов). За счет часов регионального компонента в 6 классе дополнительно выделен 1 час.
Химия в 8-9 классах ведется по программе О.С. Габриеляна из расчета 2 часа в неделю.
Физика ведется по УМК А.В. Перышкина (в 7-9 кл. 2 часа в неделю).
Курс «Изобразительное искусство» реализуется в 5-7 кл. в соответствии с Примерными программами основного общего образования (авт. В.Н. Неменский). Обучение ведется в классах – комплектах.
Музыка в 5 – 9 кл. ведется в классах – комплектах и обеспечена программой для ОУ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского.
Физическая культура ведется в классах – комплектах из расчета 3 часа в неделю по комплексной программе физического воспитания В.И. Ляха.. Третий час в 5- 9 классах введен в инвариантную часть из школьного компонента.
Уроки технологии в 5 – 9 классах обеспечены программой для ОУ «Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 кл.» (Сост. Ю.Л.Хотунцев, В.Д. Симоненко) и примерными региональными программами по технологии для образовательных учреждений Мурманской области (авторы Долгаль О.В. и др.). В 8 классе 1 час за счет инвариантной части, 1 час – за счет регионального компонента. В 9 классе из школьного компонента выведены часы в инвариантную часть для уроков технологии (1 час черчения и 1 час технологии), так как профильное обучение в школе не осуществляется. Обучение технологии осуществляется в классах комплектах (5- 6, 7-8, (девочки м мальчики раздельно); в 9 классе курс рассчитан на совместное обучение девочек и мальчиков.
Уроки ОБЖ в 8 кл. ведутся по программе А.Т. Смирнова.
Искусство в 8 классе (1 час) ведется за счет регионального компонента по рабочей программе, составленной учителем, и направлено на изучение культурного наследия Кольского Севера
Часы регионального компонента в 6 классе используются для изучения географии Мурманской области (1 час) и полного выполнения программы по биологии (1 час), в 7 классе - для изучения флоры и фауны Мурманской области. В 8 классе - 1 час для технологии, 1 час - для искусства. В 9 классе – для изучения истории Кольского Севера.
Учебный план основной школы МОУ г. Мурманска СОШ № 6
|
Учебные
предметы
|
2 ступень
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
ФБУП 2004 г, РБУП 2006 г
|
1
|
Рус. язык
|
6
|
6
|
4
|
3
|
2
|
2.
|
Литерат. чтение
|
|
|
|
|
|
3.
|
Литература
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
4.
|
Иностранный язык
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5.
|
Математика
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
6.
|
Информатика и ИКТ
|
|
|
|
1
|
2
|
7.
|
История
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8.
|
Обществознание
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9.
|
География
|
|
1
|
2
|
2
|
2
|
10.
|
Природоведение
|
2
|
|
|
|
|
11.
|
Окруж. мир
|
|
|
|
|
|
12.
|
Биология
|
|
1
|
2
|
2
|
3
|
13.
|
Физика
|
|
|
2
|
2
|
2
|
14.
|
Химия
|
|
|
|
2
|
2
|
15.
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
16
|
Искусство
|
|
|
|
|
1
|
17
|
ИЗО
|
1
|
1
|
1
|
|
|
18.
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
19.
|
ОБЖ
|
|
|
|
1
|
|
20.
|
Труд
|
|
|
|
|
|
21.
|
Технология
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Региональный компонент
|
|
1
географ
1
биология
|
1
биология
|
1
технолог
1
искусств
|
1
история
|
Обязательная нагрузка
|
27
|
30
|
31
|
33
|
34
|
Компонент ОУ(ш/к)
|
4
|
2
|
3
|
2
|
1
|
Предельно допустимая
нагрузка
|
31
|
32
|
34
|
35
|
35
|
3.6. Организационно-педагогические условия
Формы организации учебного процесса
ü Классно-урочная система
ü Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели
ü Продолжительность одного урока 45 минут
ü Учебный год делится на четверти
ü Средняя наполняемость классов 5 человек
Педагогические технологии
Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами обучения используются:
ü интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава, компьютерные технологии при выполнении коллективных и индивидуальных творческих заданий);
ü работа в режиме проектирования;
ü технология модульного обучения
ü технология
Технология организации внеучебной деятельности
Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы через целевые программы: «Здоровье и спорт», «Моя гражданская позиция», «Досуг», «Мой край родной», «Семья и школа», «Учение», а также
ü взаимодействием с МОДЮБ
ü работой школьных кружков и секций
ü программами досуговых мероприятий, приуроченным к празднованию памятных дат и государственных праздников.
3.7. Формы учета и контроля достижений учащихся
В образовательной программе используются следующие основные формы учета достижений учащихся:
ü текущая успеваемость;
ü аттестация по итогам четверти, по итогам года;
ü рейтинговые проверочные работы;
ü олимпиады;
ü защита исследовательской и проектной работы.
ü творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках,.
Учет достижений учащихся фиксируется в «Портфолио», по итогам года - возможна защита «Портфолио».
В школе разрабатывается система оценивания включенности учащихся в уклад школьной жизни (активность при подготовке и проведении общешкольных мероприятий).
3.8. Методы диагностики освоения образовательной программы
Диагностика включает в себя:
ü социальную диагностику:
¨ наличие условий для домашней работы;
¨ состав семьи;
¨ необходимость оказания различных видов помощи;
ü медицинскую диагностику: показатели физического здоровья
ü педагогическую диагностику:
¨ предметные и личностные достижения;
¨ затруднения в образовательных областях;
¨ диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;
¨ диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);
¨ диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);
¨ умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);
¨ взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым);
¨ поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);
¨ диагностика интересов.
|