Приложение №5
к образовательной программе
начального общего образования
.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ г. Мурманска СОШ №6
_______________ Т.В.Вокуева
Приказ №____ от_____ 20__г.
|
РАССМОТРЕНО
на заседании Школьного Совета
Протокол № ____ от _______ 20__г.
Положение
о безотметочной оценке результатов обучения и развития
обучающихся 1 ступени
МОУ г. Мурманска СОШ №6
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным стандартом начального общего образования, Методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15), Устава МОУ г.Мурманска СОШ №6
1.2. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.3. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить “не думал”, “не старался”, “неверно”. Допускаются реплики: “ты так думаешь”, “это твое мнение”, “давай послушаем других” и т. д.
1.4. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.
1.5. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
1.6. Основные принципы безотметочного обучения:
- дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
- приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
- гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
1.7. Никакому оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:
- учебно-познавательный интерес;
- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
- основы самостоятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.
2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.
2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
3.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые и итоговые проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- текущие проверочные работы;
- “портфолио” ученика.
3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также “зону ближайшего развития предметных знаний”, организовать коррекционную работу в “зоне актуальных знаний”.
3.4. Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.
3.7. “Портфолио” ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.
3.8. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.
4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.
4.1. Учитель:
4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
4.1.3. Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
- самый высокий уровень – 95 -100%
- высокий уровень – 70 – 94 %
- средний уровень – 50 – 69 %
- ниже среднего – 30 – 49 %
- низкий уровень – менее 30 %.
4.1.4. Результаты обучения и развития фиксируются в специально разработанных технологических картах (См. Приложение)
4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
4.2. Администрация школы:
4.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.
4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей директор школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя “проблемные” места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
5.2. Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.
5.3. Учитель имеет право:
- определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
- оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.
5.4. Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- вести учет продвижения учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
5.5. Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
5.6. Родитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.
6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.
6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу
Приложение 1
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ специальных умений по предметам
ученика (цы)__________ класса МОУ СОШ №6 ____________________________________________ на _______________ учебный год
(фио)
Учебные предметы
|
Период обучения
|
Начало учебного года
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
Литературное чтение: осознанность
правильность
выразительность
темп чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русский язык: каллиграфия
орфография
развитие устной речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика: устный счёт
письменные вычислительные навыки
решение задач
логические задачи
геометрический материал
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окружающий мир: умение наблюдать
умение устанавливать причинно-следственные связи
умение применять полученные знания на практике
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Физическая культура
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровни: самый высокий уровень – СВ, высокий уровень – В, средний уровень – С
ниже среднего – НС, низкий уровень - Н
Подпись учителя _________________ /_______________/
Приложение 2
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ
универсальных учебных действий
ученика (цы) _________ класса МОУ СОШ №6 _______________________________
(фио)
№
|
Критерии УУД (универсальные учебные действия)
|
Начало года
|
Конец 1 полуг
|
В конце года
|
|
|
1
|
Личностные
|
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
|
|
|
|
|
Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям
|
|
|
|
|
Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
|
|
|
|
|
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
|
|
|
|
|
2
|
Регулятивные
|
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
|
|
|
|
|
Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
|
|
|
|
|
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
|
|
|
|
|
Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
|
|
|
|
|
3
|
Познавательные
|
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
|
|
|
|
|
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
|
|
|
|
|
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
|
|
|
|
|
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
|
|
|
|
|
4
|
Коммуникативные
|
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
|
|
|
|
|
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу
|
|
|
|
|
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, слушать и понимать речь других.
|
|
|
|
|
Участвовать в паре.
|
|
|
|
|
Уровни: самый высокий уровень – СВ, высокий уровень – В, средний уровень – С
ниже среднего – НС, низкий уровень - Н
Подпись учителя _________________ /_______________/
Приложение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ученика (цы) _________ класса МОУ СОШ №6 _______________________________
(фио)
№
|
КРИТЕРИИ воспитанности
|
1 – й класс
|
2 –й класс
|
3 – й класс
|
4 – й класс
|
полугодие
|
конец года
|
1.
|
Отношение к учению
|
|
|
|
|
|
2.
|
Отношение к ОПТ
|
|
|
|
|
|
3.
|
Долг и ответственность в общественной работе
|
|
|
|
|
|
4.
|
Дисциплинированность
|
|
|
|
|
|
5.
|
Коллективизм и товарищество
|
|
|
|
|
|
6.
|
Доброта, отзывчивость
|
|
|
|
|
|
7.
|
Честность и справедливость
|
|
|
|
|
|
8.
|
Простота и скромность
|
|
|
|
|
|
9.
|
Бережливость
|
|
|
|
|
|
10.
|
Здоровье и спорт
|
|
|
|
|
|
11
|
Культурный уровень и досуг
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
Подпись педагога
|
|
|
|
|
|
|