Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Начальная школа 2 - 4 классы
16.05.2024 г.
 
 
Начальная школа 2 - 4 классы Печать E-mail
Автор Administrator   
29.10.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

                                                                    

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

  2-4  классы

                                                      

Разработчик: Попова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

                                                                                                   

Мурманск  2011

1. Пояснительная записка

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

-Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной школы/ Сборник нормативных документов. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – Дрофа, 2008

 

      Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 1-4 классов МОУ СОШ №6.

          Цели обучения:

Основная задача обучения – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи:

 -овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, говорение, письмо, слушание)

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка),  морфемики  (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных  навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение  и создание высказываний в устной и письменной форме

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словами разных типов

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

Требования к уровню усвоения дисциплины

 

Должны знать

Должны уметь

 2 класс

-названия букв русского алфавита

-признаки гласных и согласных звуков

-гласные ударные и безударные

-согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие

-правила переноса

-каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-45 слов  без пропусков, вставок, искажений букв

-делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам

-обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами и мягким знаком

-писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях

-писать слова сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

-правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных словах

-писать слова с двойными согласными, слова с разделительным ь, словам с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса

Писать раздельно предлоги со словами

-производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог. Последовательность звуков и букв

-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять  слова, обозначающие предмет признак предмета, действие предмета

-различать слова. отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?

- устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое

-составлять предложение из слов, устанавливая связь между ними по вопросам

-употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный знак или восклицательный знак в конце предложений

-определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему

-делить сплошной текст на предложения

-устанавливать связь по смыслу между частями текста

-составлять и записывать текст  из 3-5  предложений на заданную тему и ли по наблюдениям. По ситуации

-употреблять при записи текста красную строку

3 класс

Части слова: корень, приставку. Окончание, суффикс

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог

-члены предложения: главные и второстепенные

-грамотно и каллиграфически списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы

-производить разбор слова по составу, находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс

-подбирать однокоренные слова разных частей речи

-распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число и падеж существительных, род, число прилагательных., время и число глагола), изменять имена существительные по числам

-склонять в единственном числе имена существительные с ударным окончанием

-распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы,

-устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетание

-распознавать главное и зависимое слово в словосочетании

-производить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

-интонационно правильно произносить предложения

-писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану

-определять тему и основную мысль текста

-делить текст на части, соблюдать красную строку

-устанавливать связь между предложениями в каждой части текста

-озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль

-распознавать текст – повествование, описание, рассуждение

-писать (после предварительной  подготовки) сочинение  повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям

-составлять устный ответ-рассуждение

4 класс

-изученные части речи и их признаки

-признаки однородных членов предложения

-находить  в словах орфограммы на изученные правила и объяснять их написание

-безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов с изученными орфограммами)

-производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь)

-производить разбор слова по составу, находить в словах окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит)

-производить разбор слова как части речи: начальная форма, склонение, падеж, число имени существительного, начальная форма, род, падеж, число имён прилагательных, начальная форма, спряжение, время, лицо в настоящем времени и будущем), число, род в прошедшем времени глаголов

-производить синтаксический разбор  предложения с однородными членами предложения

-пользоваться в речи предложениями с однородными членами

-определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована

-озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста

-составлять план текста

-распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение – и использовать их в речи

-в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу. Благодарность, извинение, отказ приглашение, поздравление

-писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения

-писать сочинение повествовательного характера

 

Особенности организации учебного процесса

Программа предназначена для общеобразовательного учреждения, разработана для 2-4 класса МОУ СОШ №6. Особенности контингента учащихся:

·         Малочисленность

В малочисленном классе совместно с социальным педагогом предоставляется возможность:

  • Всесторонне и, более глубоко, изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, склонности
  • Спланировать индивидуальную работу согласно уровню развития каждого ученика, провести коррекцию в обучении
  • Включать школьников в многообразную учебную и внеурочную деятельность, увлечь их любимым делом

Учитывая особенности организации учебного процесса, свой личный опыт работы, заменила учебник по русскому языку Зелениной Л.М, Т.Е.Хохловой на учебник Т.Г.Рамзаевой, т.к. не обучалась на курсах, не имею опыта работы по программе Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой. Также считаю, что обучатся по вышеуказанному учебнику, ребятам нашей школы сложно, т.к. программа предполагает владение учащимися глубоких филологических знаний. На протяжении 16 лет преподаю Русский зык в начальной школе по программе Т.Г. Рамзаевой.

        Используя современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии), имею методические наработки по темам самообразования: «Развитие умения и навыков чтения говорения, слушания и письма», «Учебное исследование как путь развития учащихся начальных классов». Поэтому, работая над звуковой стороной речи, словом, предложением, текстом по программе Т.Г.Рамзаевой, добилась положительных результатов: учащиеся лучше осваивают языковые средства, повысилась речевая мотивация.

2. Содержание курса

Виды РЕЧЕВОй деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи.

Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Практическое овладение диалогической и монологической (рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы) речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Признаки текста[1]. Списывание текста. Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера).

СИСТЕМА ЯЗЫКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ)

Фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.

Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.

Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.

Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.

Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопрос «кто, что»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.

Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.

Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.

Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение).

Предлоги, союзы. Их роль в речи.

Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных гласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

 

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного материала, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами языка, его категориями. Принимаются также во внимание и возрастные особенности детей 7-10 лет. Особенности их познавательной деятельности. Системно-концентрический принцип  построения курса позволяет осуществлять усвоение программного материала крупными частями, выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова, постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т.е. слово познаётся как часть речи. а также его морфемный состав.

Начиная со 2 класса, осуществляется целенаправленная работа над предложением, текстом тоже познаётся учащимися как единица сообщения, только более крупная, чем предложение.

Так, применительно к каждому году обучения программой определён объём знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен в учебниках.

Обучение русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка.

Во 2 полугодии 1 класса в процессе выполнения разного вида заданий проводятся наблюдения над словом, предложением, текстом, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте.

Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика.

Третий класс занимает центральное место в обучении русскому языку по всем основным разделам русского языка.

Ведущим направлением по языку в четвёртом классе является словоизменение.

Одной из важных задач обучения русскому языку является формирование каллиграфически правильного написания слов.

Примерное количество слов для словарных диктантов: 2 класс – 8-10 слов. 3 класс – 10-12. 4 класс – 12-15.

Количество слов в текстах, предназначенных для диктантов:

2 класс, в конце 1 полугодия – 25-30

2 класс, в конце 2 полугодия – 35-40

3 класс, в конце год – 55-60

4 класс, в конце 1 полугодия – 25-30

4 класс, в конце 2 полугодия – 75-80

 

3. Учебно-тематическое  планирование  по русскому языку

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

165

1ч.-45ч.

2ч. – 35ч.

3ч. -50ч.

4ч. – 35ч.

170

1ч.-45ч.

2ч. – 35ч.

3ч. -50ч.

4ч. – 40ч.

170

1ч.-45ч.

2ч. – 35ч.

3ч. -50ч.

4ч. – 40ч.

170

1ч.-45ч.

2ч. – 35ч.

3ч. -50ч.

4ч. – 40ч.

Количество часов в неделю

5

5

5

5

Основные разделы программы

 

 

 

 

Письмо и развитие речи

45

 

 

 

Речь.

4

4

 

 

Фонетика

 и графика (всего 130-135 ч.)

Звуки и буквы: гласные и согласные

 

 

 

72

9+8+5+11

 

 

Алфавит.

2

 

 

Разделительный  ь, ъ

7

5

 

Буквы и, у, а после шипящих. Сочетания ЧК, чн

12

 

 

Большая буква в именах собственных.

 

 

 

Состав

 Слова (105-110 ч.)

Родственные слова

 

 

 

 

 

25

9

 

 

Состав слова. Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов.

 

15

 

Состав слова. Перенос слов

6

 

 

Правописание безударных гласных в корнеслова.

5

18+7

 

Правописание парных согласных на конце слова

6

10

 

Правописание приставок.

 

 

 

 

Правописание удвоенных согласных

3

 

 

Морфология (всего 160-170 ч.)

Части речи

 

 

 

8

 

5

 

Имя существительное

11

21

42

Имя прилагательное

8

13

34

Глагол.

8

25

33

Местоимение.

 

 

8

Предлог.

8

 

 

Лексика

Предложение, текст

25

12+5

6

4

Синтаксис и пунктуация (всего 65 – 70ч.)

Словосочетание и предложение.

 

 

12

 

Главные и второстепенные члены предложений

 

 

 

 

Однородные члены предложения

 

 

 

7

Повторение

 

 

5+24

16+10

24+13

 

Практическая часть программы:

 

2 класс

3 класс

4 класс

Изложение

8

8

12

Контрольное изложение

-

-

1

Сочинение

8

5

4

Списывание

3

 

 

Контрольное списывание

1

5

 

Проверочная работа

5

 

 

Диктант  (темат.)

7

7

7

Диктант ( админ. контрольный)

3

3

3

Словарный диктант

 

9

 

Контроль уровня обученности

Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, слуховой, графический, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, зрительный и др.);

- разноуровневые тесты;

- изложение текста (подробное, выборочное, с творческим заданием);

- сочинение

-редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

      4. Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

2 класс

1. Русский язык: Учебник для 2 класса ОУ /  Т.Г.Рамзаева  и др.-  М.: Дрофа, 2005

2.  Тетрадь для упражнений по русскому языку для 2 класса. / Авт. Т.Г.Рамзаева – М.: Дрофа, 2007 г.

3 класс

1. Русский язык: Учебник для 3 класса ОУ /  Т.Г.Рамзаева  и др.-  М.: Дрофа, 2005

2.  Тетрадь для упражнений по русскому языку для 3 класса. / Авт. Т.Г.Рамзаева – М.: Дрофа, 2005 г.

4 класс

 Русский язык: Учебник для 4  класса ОУ /  Т.Г.Рамзаева  и др.-  М.: Дрофа, 2006

                                                     Литература для учителя

  1. Программа: Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа общеобразовательных                       учреждений. Начальные классы (1-4)

2. Русский язык. 2 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 2 класс: метод пособие /В.А.Лебедев, Г.И Мишуринская – М.: Дрофа, 2005 г.

 

3. Русский язык. 3 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 3 класс: метод пособие /В.А.Лебедев, Г.И Мишуринская – М.: Дрофа, 2005 г.

 

4. Русский язык. 4 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 4 класс: метод пособие /В.А.Лебедев, Г.И Мишуринская – М.: Дрофа, 2005 г.

 

 



[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

                                                                      

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Математика»

  2- 4  классы

                                                       

Разработчик: Попова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

                                                                                                    

Мурманск  2011

1. Пояснительная записка

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

            -Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной  школы/ Сборник нормативных документов /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – Дрофа, 2008

 

-«Школа России» / Концепции и программы для начальной школы в 2 частях \ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2008 г.

 

      Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 2-4 классов МОУ СОШ №6.

Цели обучения:

- развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования.

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных  представлений о математике

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни

Требования к уровню усвоения дисциплины

 

 

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

2 класс

- названия и последовательность чисел от 1 до 100

-название компонентов и результатов сложения и вычитания

-правила порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащим сложение и вычитание (со скобками и без них)

-название и обозначение действий умножения и деления

-таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка

 

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100

-находить сумму и разность чисел в пределах 100, в более лёгких случаях устно, в более – сложных письменно

- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание Ии задачи в одно действие, раскрывающий конкретный смысл умножения и деления

-чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка

-находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника

3 класс

-названия и последовательность чисел от 1 до 1000

-название компонентов и результатов действия умножения и деления

-правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них)

-таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка

 

-читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100

-выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000

-выполнять письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000

-выполнять проверку вычислений

-вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них)

-решать задачи в 1-3 действия

-находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата)

 

4 класс

См. «Школа России» / Концепции и программы для начальной школы в 2 частях \ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова. – М..: Просвещение, 2008 г.

С.124-125

 

См. «Школа России» / Концепции и программы для начальной школы в 2 частях \ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова. – М..: Просвещение, 2008 г.

С. 124-125

В результате изучения математики ученик должен

Знать/понимать

  • Последовательность чисел в пределах 1000000
  • Таблицу сложения и вычитания однозначных чисел
  • Таблицу умножения и деления однозначных чисел
  • Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях

Уметь

  • Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000
  • Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых
  • Пользоваться изученной математической терминологий
  • Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 ми с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100
  •  Выполнять деление с остатком в пределах 100
  • Выполнять письменные вычисления
  • Выполнять вычисления с нулём
  • Вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия
  • Проверять правильность выполнения вычислений
  • Решать текстовые задачи арифметическим способом не более чем в 2 действия
  • Чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка
  • Распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки)
  • Вычислять периметр и площадь прямоугольника
  • Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

Использовать приобретённые  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Ориентировки в окружающем пространстве
  • Сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе, площади, вместимости
  • Определение времени по часам (в часах и минутах0
  • Решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями
  • Оценка размеров предмета
  • Самостоятельной конструкторской деятельности (с учётом возможностей применения разных геометрических фигур)

 Особенности организации учебного процесса

Программа предназначена для общеобразовательного учреждения, разработана для 2-4 класса МОУ СОШ №6. Особенности контингента учащихся:

·         Малочисленность

·         Наличие в классе детей, требующих постоянной педагогической поддержки

В малочисленных классах предоставляется возможность

  • Всесторонне и, более глубоко изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, склонности
  • Спланировать индивидуальную работу согласно уровню развития каждого ученика, провести коррекцию в обучении
  • Включать школьников в многообразную учебную и внеурочную деятельность, увлечь их любимым делом

 

 Основой моей рабочей программы является типовая программа «Школа России» (руководитель: А.А.Плешаков).

Концептуальные основы программы «Школа России»

1.      Ориентирована на личностно-развивающее образование младших школьников (приоритетным является духовно-нравственное развитие ребёнка)

2.      Обеспечивает гражданско-ориентированное образование школьников (воспитание гражданственности и патриотизма)

3.      Обеспечивает экоадекватное образование младших школьников (формирование экологической этики ученика)

 

Программа обеспечена УМК «Математика» авторов М.И.Моро и др. для 1-4 кл. (М.: Просвещение)

2. Содержание курса

        Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. При этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Числа и вычисления

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на…», «меньше на…».

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… ». Деление с остатком.

Арифметические действия с нулем.

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий[1]. Способы проверки правильности вычислений.

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…».

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.

3. Учебно-тематическое  планирование  по математике

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Общее количество часов по программе

132

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 28ч

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

Количество часов в неделю

4

4

4

4

Основные разделы программы

 

 

 

 

Простр.  отношения. Геом. фигуры.

Измерение геометрических величин. (120-140 ч.) 15ч.

 

 

ранственные отно

 

 

 

 

 

Виды треугольников

 

 

 

3

Площадь. Единицы площади.

 

 

 

4

Сравнение предметов. Пространственные и временные представления.

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Числа и вычисления (350-370 ч.) 500ч.

 

 

 

 

 

 

Целые неотрицательные числа.

Нумерация

 

 

28+10

 

 

19

 

 

12

 

 

16+12

Арифметические действия с числами

 

 

 

 

 

 

Сложение  и вычитание.

58+22

64

 

8

 Умножение и деление.

 

44

 

 

 Умножение и деление на однозначное число

 

 

 

24

  Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями

 

 

 

17

  Умножение и деление на трехзначные числа

 

 

 

33

   Табличное умножение и деление

 

 

56

 

    Внетабличное умножение и деление

 

 

28

 

 Арифметические действия

 

 

36

 

Величины

 

 

 

 

13

 Повторение

6

8

4

6

 

v  В разделе «Пространственные отношения.  Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур» не достаточно отдельных часов, т.к. в авторской программе М.И. Моро таковы не выделены, а входят в другие разделы программы. Поэтому в разделе «Числа и вычисления» часов в сумме больше, чем в Примерной программе. 

Практическая часть программы:

 

1 классс

2 класс

3 класс

4 класс

Контрольных работ тематич.

 

6

7

7

Контрольных работ админстр.

 

3

3

3

Проверочных работ

 

 

3

 

Контроль уровня обученности

Формы контроля:

-самостоятельные и проверочные работы

-арифметический, математический диктанты

-разноуровневые тесты;

-контрольные работы.

4. Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

2 класс

1. Учебник: Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса / М.И.Моро, М.А.Бантова, С.И.Волкова и др. в 2 ч. М.: Просвещение, 2005

2. Тетрадь: Моро М.И.. Тетрадь по математике для 2 класса в 2 ч. / М.: Просвещение, 2010.

3 класс

1. Учебник: Моро М.И. Математика: учебник для 3 класса / М.И.Моро, М.А.Бантова, С.И.Волкова и др. в 2 ч. М.: Просвещение, 2008

2. Тетрадь: Моро М.И., С.И. Волкова. Тетрадь по математике для 3 класса в 2 ч. / М.: Просвещение, 2008.

4 класс

1. Учебник: Моро М.И. Математика: учебник для 4 класса / М.И.Моро, М.А.Бантова, С.И.Волкова и др. в 2 ч. М.: Просвещение, 2010

2. Тетрадь: Моро М.И., С.И. Волкова. Тетрадь по математике для 4 класса в 2 ч. / М.: Просвещение, 2010.

Литература для обучающихся

1.Тематический тестовый материал по математике. 1-4 классы /Сост. Н.А.Цыкина. – Волгоград: Учитель, 2007

 2.Тесты по математике к учебнику М.И Моро «Математика» и др. в 2 –х ч. 3 класс /Рудницкая В.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

3.Тесты по математике к учебнику М.И Моро «Математика» и др. в 2 –х ч. 4 класс /Рудницкая В.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.                                                  

Литература для учителя

                   1.Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 класс»/  М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова – М.: Просвещение, 2002г.

2. Поурочные разработки. 2 класс к учебнику М.И.Моро по математике /Сост О.И.Дмитриева

3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту  М.И.Моро. 1 класс /Сост Е.П.Фролова, О.А. Мокрушина. / ВАКО,2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Литературное чтение»

  2-4  классы

                                                      

Разработчик: Попова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

                                                                                                    

 

Мурманск  2011

1. Пояснительная записка

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

                    -Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной  школы/ Сборник нормативных документов. /сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – Дрофа, 2008

                   

-«Школа России» / Концепции и программы для начальной школы в 2 частях \ М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова. – М..: Просвещение, 2008 г.

 

 Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 2-4 классов МОУ СОШ №6.

Цели обучения

 Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

Требования к уровню сформированности  общеучебных умений и  навыков

(См. «Школа России» / Концепции и программы для начальной школы в 2 частях \ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И. Волкова. – М..: Просвещение, 2008 г. с.92-106)

К  концу 4 класса обучающиеся должны:

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительно чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа, придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение

-составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный)

-вводить в пересказы-повествования элементы описания, элементы описания и цитирования

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения

-знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров. А также литературных  произведений писателей-классиков

-знать наизусть не менее  15 стихотворений классиков зарубежной литературы

-знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать

-знать более 10 пословиц. 2-3 крылатых выражений, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации употреблять каждую из них

-уметь полноценно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа  товарища

-давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного издания

Особенности организации учебного процесса

Программа предназначена для общеобразовательного учреждения, разработана для 2-4 класса МОУ СОШ №6. Особенности контингента учащихся:

·         Малочисленность

В малочисленных классах предоставляется возможность:

  • Всесторонне и, более глубоко изучить каждого ребёнка, выявить его индивидуальные особенности, склонности
  • Спланировать индивидуальную работу согласно уровню развития каждого ученика, провести коррекцию в обучении
  • Включать школьников в многообразную учебную и внеурочную деятельность, увлечь их любимым делом

 Основой рабочей программы является типовая программа «Школа России» (руководитель: А.А.Плешаков)

Концептуальные основы программы «Школа России»

1.      Ориентирована на личностно-развивающее образование младших школьников (приоритетным является духовно-нравственное развитие ребёнка)

2.      Обеспечивает гражданско-ориентированное образование школьников (воспитание гражданственности и патриотизма)

 

 

2. Содержание программы

      Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы.

Программа предполагает такое содержание учебных книг их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

читательскИЙ КРУГОЗОР И Опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, Л.Н.Тол-стой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В. Маяковский); классиков детской литературы; произведения писателей – представителей народов России (по выбору); произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герой произведения: характер героя, его поступки и их мотивы[1]. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Сравнение героев произведений русской и родной литературы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения; басни.

Выделение языковых средств выразительности русского художественного текста (без использования терминологии) для характеристики героев, событий.

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства[2].

виды РЕЧЕВОй деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух художественных произведений разных жанров. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него.

Чтение. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осознанное чтение про себя доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение (с предварительной подготовкой). Ознакомление с различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, выборочным). Осмысление цели чтения. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения.

Говорение. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный, пересказ прочитанного; устное изложение текста по плану.

Письмо. Небольшие письменные высказывания по литературному произведению (по заданным вопросам).

 

3. Учебно-тематическое  планирование  по литературному чтению

 

2 класс

3 класс

4класс

Общее количество часов в год по программе

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

 

136

1ч.-36ч.

2ч. – 28ч.

3ч. -40ч.

4ч. – 32ч

Основные разделы программы

 

 

 

Жили-были буквы

 

 

 

УНТ

12

12

 

Летописи

 

 

9

Апрель! Апрель! Звенит капель!

 

 

 

И в шутку и всерьёз

12

 

 

Люблю природу русскую.

7+9+8

 

 

Я и мои друзья

13

 

 

О братьях наших меньших

10

 

 

Самое великое чудо на свете

1

3

 

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

 

20

 

Были-небылицы

 

12

 

Люби живое

 

19

 

Русские писатели

15

22

 

Писатели-детям

21

 

 

Литература зарубежных стран

18

7

15

Из детских журналов

9

 

 

Былины. Летописи. Жития.

 

 

6

Из русской классической литературы

 

 

25

Поэтическая тетрадь

 

10+7+4+7

9+6+8

Сказки русских писателей

 

 

3

Литературные сказки

 

12

12

Делу время  - потехе час

 

 

10

Страна далёкого детства

 

 

9

Природа и мы

 

 

14

Страна Фантазия

 

 

6

Родина

 

 

8

Повторение

 

 

5

 

2 класс

3 класс

4 класс

Вн.чт.

2р. в нед. по 15 мин.

2р. в нед. по 15 мин.

2р. в нед.  по 15 мин.

Стихов наиз

8-10

10-13

не менее 15

 

 

4. Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

2 класс Л.Ф.Климановой, М.Просвещение,2003г.)

Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса в 2\-х частях /Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2007г.

3 класс

Литературное чтение. Родная речь: учебник для 3 класса в 2\-х частях /Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2008г.

4 класс

Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2\-х частях /Л.Ф.Климанова и др. – М.Просвещение, 2008г.

 

                                                    Литература для учителя

  1. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс /Л.Ф.Климанова. – М.Проосвещение,2005г.
  2. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс /Л.Ф.Климанова. – М.Проосвещение,2005г.
  3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс /Л.Ф.Климанова. – М.Проосвещение,2005г.
  4. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России». 1 класс \ Авт.-сост..Н.В Лободина, Т.В Калинина, - Волгоград: Учитель, 2008
  5. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России». 2 класс \ Авт.-сост..Н.В Лободина, Т.В Калинина, - Волгоград: Учитель, 2008
  6. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России». 3 класс \ Авт.-сост..Н.В Лободина, Т.В Калинина, - Волгоград: Учитель, 2008
  7. Развёрнутое тематическое планирование по программе «Школа России». 4класс \ Авт.-сост..Н.В Лободина, Т.В Калинина, - Волгоград: Учитель, 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]       Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

[2]       Связь с учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство».

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «