Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Природоведение
16.05.2024 г.
 
 
Природоведение Печать E-mail
Автор Administrator   
29.10.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №6

                                                                                  

 

Рабочая программа учебного предмета «природоведение»

 

Параллель (класс) 5 класс

срок освоения – 1 год

 

Разработчик: Чеховская Ирина Ивановна, учитель биологии и химии

 

Содержание рабочей программы

1.  Пояснительная записка

2.  Содержание учебного материала (основные блоки, модули)

3.  Учебно-тематическое планирование

4.  Учебно-методическое обеспечение

5.  Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

 

Пояснительная записка

«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной общеобразовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.  

В данном учебном курсе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В этом и состоит главная специфика учебного курса, в котором, с одной стороны, понятие «почва» выступает центральным системообразующим понятием для формирования научных представлений об окружающем мире и природных взаимосвязях; с другой стороны, почва является объектом изучения, позволяющим использовать простые и доступные учебные методики для приобретения учащимися начальных исследовательских умений. В содержании данного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.

Рабочая программа по природоведению для 5  класса составлена на основе:

  •  Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006 . – 46 с.
  • регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772);
  • примерной программы основного общего образования по природоведению (Сборник нормативных документов. Биология. /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2008);
  • авторской программы по биологии для 6 – 9 классов под руководством Д.И Трайтака, разработанной в соответствии с Государственным стандартом биологического образования (2004 г.).  (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5 – 11 классы. Программа под редакцией Д. И. Трайтака. -  М.: Мнемозина, 2008)

            Программа адресована для обучающихся общеобразовательного учреждения.

Программа реализуется в течение 1 года..

Цели:

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

ü  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

ü  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

ü  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования

                В организации УВП  используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.). Организация УВП  соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.

Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной форме организации учебного процесса.

 

Содержание учебного материала

 

 

раздел

элементы

содержания

количество часов по Примерной программе

количество часов по Рабочей программе

обоснование изменения количества часов

Как человек изучает природу

соответствует примерной программе в полном объеме

10 час., в т.ч. 4 практических работ

10 час., в т.ч. 4 практических работ

-

Многообразие тел, веществ и явлений природы

дополнительно к примерной программе: почва как среда жизни, почва – основа жизни на планете.

40 час, в т.ч. 10 практических работ

48 час., в т.ч. 10 практических работ

Увеличено на 8 часов за счет часов резервного времени

Здоровье человека и безопасность жизни

соответствует примерной программе в полном объеме

10 час., в т.ч. 4 практических работы

10 час., в т.ч. 4 практических работы

-

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

Экскурсии

Практические работы

1.      Как человек изучает природу.

10

9

1

4

тест

2.      Многообразие тел, веществ и явлений природы:

Тема 1. Познание природы человеком.

Тема 2. Планета Земля.

Тема 3.  Многообразие природных явлений.

Тема 4. Природная среда. Почва как среда жизни.

Тема 5. Почва – основа жизни на планете

48

 

 

6

 

10

12

 

12

 

8

48

 

 

6

 

10

12

 

12

 

8

 

10

 

 

3

 

 

4

 

3

 

тест

3.      Здоровье человека и безопасность жизни

10

10

 

4

Тест

 

 

ИТОГО

68

67

1

18

 

 

                           

Учебно-методическое обеспечение

Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е. Андреева; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.

Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

·                о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

·                основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь

·                узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

·                приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

·                указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

·                находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

·                описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия  проведения и полученные результаты;

·                сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

·                описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

·                использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

·                находить значение указанных терминов в справочной литературе;

·                кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

·                использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

·                пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

·                следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

·                измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

·                определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

·                составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

·                оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины  и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «