Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска
средняя общеобразовательная школа №6
Рабочая программа учебного предмета «природоведение»
Параллель (класс) 5 класс
срок освоения – 1 год
Разработчик: Чеховская Ирина Ивановна, учитель биологии и химии
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного материала (основные блоки, модули)
3. Учебно-тематическое планирование
4. Учебно-методическое обеспечение
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Пояснительная записка
«Природоведение» является пропедевтическим курсом для дисциплин предметной области «Естествознание», изучаемых в основной общеобразовательной школе. Этот курс обладает мощным образовательным и воспитательным потенциалом, интегрирующим начальные знания по биологии, географии, физике, астрономии, химии и экологии.
В данном учебном курсе перед учащимися раскрывается новый аспект изучения природы – познание целостности и единства живой и неживой природы на основе изучения особого (биокосного) тела природы – почвы. В этом и состоит главная специфика учебного курса, в котором, с одной стороны, понятие «почва» выступает центральным системообразующим понятием для формирования научных представлений об окружающем мире и природных взаимосвязях; с другой стороны, почва является объектом изучения, позволяющим использовать простые и доступные учебные методики для приобретения учащимися начальных исследовательских умений. В содержании данного курса раскрыта ключевая роль почвы в жизни биосферы и человека, что особенно важно в условиях современного экологического кризиса и перехода человечества к стратегии устойчивого развития.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе:
- Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Природоведение/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006 . – 46 с.
- регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772);
- примерной программы основного общего образования по природоведению (Сборник нормативных документов. Биология. /Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008);
- авторской программы по биологии для 6 – 9 классов под руководством Д.И Трайтака, разработанной в соответствии с Государственным стандартом биологического образования (2004 г.). (Программы для общеобразовательных учреждений по биологии 5 – 11 классы. Программа под редакцией Д. И. Трайтака. - М.: Мнемозина, 2008)
Программа адресована для обучающихся общеобразовательного учреждения.
Программа реализуется в течение 1 года..
Цели:
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
ü освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
ü овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
ü развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
ü воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
ü применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования
В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии и др.). Организация УВП соответствует принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.
Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной форме организации учебного процесса.
Содержание учебного материала
раздел
|
элементы
содержания
|
количество часов по Примерной программе
|
количество часов по Рабочей программе
|
обоснование изменения количества часов
|
Как человек изучает природу
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
10 час., в т.ч. 4 практических работ
|
10 час., в т.ч. 4 практических работ
|
-
|
Многообразие тел, веществ и явлений природы
|
дополнительно к примерной программе: почва как среда жизни, почва – основа жизни на планете.
|
40 час, в т.ч. 10 практических работ
|
48 час., в т.ч. 10 практических работ
|
Увеличено на 8 часов за счет часов резервного времени
|
Здоровье человека и безопасность жизни
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
10 час., в т.ч. 4 практических работы
|
10 час., в т.ч. 4 практических работы
|
-
|
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Всего
|
Уроки
|
Экскурсии
|
Практические работы
|
1. Как человек изучает природу.
|
10
|
9
|
1
|
4
|
тест
|
2. Многообразие тел, веществ и явлений природы:
Тема 1. Познание природы человеком.
Тема 2. Планета Земля.
Тема 3. Многообразие природных явлений.
Тема 4. Природная среда. Почва как среда жизни.
Тема 5. Почва – основа жизни на планете
|
48
6
10
12
12
8
|
48
6
10
12
12
8
|
|
10
3
4
3
|
тест
|
3. Здоровье человека и безопасность жизни
|
10
|
10
|
|
4
|
Тест
|
ИТОГО
|
68
|
67
|
1
|
18
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е. Андреева; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
· о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
· основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
· узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
· приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
· указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
· находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
· описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
· сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
· использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
· находить значение указанных терминов в справочной литературе;
· кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
· использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
· пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
· следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
· измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
· определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
· составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
· оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных тестов, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.
|