Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Образовательные программы arrow Образовательная программа МОУ СОШ №6
16.05.2024 г.
 
 
Образовательная программа МОУ СОШ №6 Печать E-mail
Автор Administrator   
04.03.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

 

РАССМОТРЕНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                                                 директор МОУ СОШ №6

методического совета                                                                   

Протокол №   1                                                                 ______ Вокуева Т.В.

«02» сентября 2011 г.                                                      «09» сентября 2011 г.

                                                                                          Приказ №69

 

 

 

 

Образовательная программа

МОУ г. Мурманска СОШ № 6

на 2011 – 2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Пояснительная записка к образовательной программе школы... 3

2. Общеобразовательная программа начального общего образования   5

i ступень (1 – 4 классы) 5

3. Образовательная программа основного общего образования.. 13

ii ступень обучения (5 – 9 классы). 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Пояснительная записка к образовательной программе школы

Образовательная программа муниципального  общеобразовательного учреждения г. Мурманска средней общеобразовательной школы № 6

 направлена

ü    на обеспечение оптимального уровня образованности,     который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

ü    на реализацию права семьи на выбор образовательных программ общего образования

В школе  особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

ü    повышению уровня культуры личности школьников;

ü    обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

ü    воспитанию уважения к закону, правопорядку;

ü    развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

ü    развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

ü    обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

ü    нацеливают на воспитание выпускника – человека и    гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего      культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

Образовательная программа школы   предназначена удовлетворить потребности:

ü    учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;

ü    общества и государства -  в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

ü    выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.

    Образовательная программа – документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются

ü    Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы Министерства образования и науки  РФ, Министерства образования и науки  Мурманской области, комитета по образованию администрации города-героя Мурманска;

ü    Конвенция о правах ребенка;

ü    Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида   (СанПин 2.4.2.1178-02);

ü    Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

ü    Устав школы и локальные акты ОУ;

ü    Лицензия образовательного учреждения.

    Также при разработке образовательной программы учтены:

 - возможности образовательной  среды МОУ г. Мурманска СОШ № 6;

 - уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

 - материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс,  спортивный  зал; имеется   скоростной выход в Интернет;

 - традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в муниципальных и региональных  конкурсах учащихся и педагогов.

Образовательная программа определяет

ü    цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

ü    учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими образовательными учреждениями,  и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программа регламентирует:

ü    условия освоения образовательной программы;

ü    диагностические процедуры для объективного поэтапного     учета образовательных достижений учащихся;

ü    организационно-педагогические условия реализации  программ  общего   образования.

Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации.

Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:

ü    обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;

ü    создание необходимых условий для развития личностной мотивации,  способностей учащихся;

ü    использование современных образовательных технологий;

ü     развитие сети внеклассной работы;

ü    использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;

ü    использование возможностей социокультурной среды  города и поселка Дровяное.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.

В тексте представлены образовательные программы

ü    начального общего образования (1 – 4 классы);

ü    основного общего образования (5 – 9 классы)

Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ в образовательных учреждениях города Мурманска.

 

 

 

 

 

 2. Общеобразовательная программа начального общего образования

I ступень

(2-4 классы)

 

2.1. Целевое назначение

ü    реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

ü    обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ 2004 года  и Базисным региональным учебным планом ОУ Мурманской области 2006 года;

ü                        создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования начальной школы, достижения уровня элементарной грамотности (обеспечение прочных навыков чтения, счета, грамотного письма, развитой речи);

ü    сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

ü    сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

ü    подготовка и адаптация учащихся к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;

ü                        формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

ü    развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

ü                        развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

ü    воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

ü    Создание условий для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия;

ü    Организация познания элементов окружающего мира, формирования элементов научной картины мира, что становится базой для дальнейшего обучения на 2-й ступени;

ü    Поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

В основе программы лежит принцип: от ребенка – к миру, от мира – к ребенку. Программа ориентирована на развитие личности, на становление ребенка как субъекта образования.

 

2.2. Характеристика учащихся,

которым адресована образовательная программа начального общего образования

 

Возраст:

6,5 – 10 лет

Состояние здоровья:

1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских

противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы,

Уровень готовности к освоению программы:

школьная зрелость по результатам медицинского заключения (на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению).

Технология комплектования:

заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в МОУ СОШ № 6

Продолжительность обучения

4 года

 

Процедура выбора образовательной программы предполагает:

ü    ознакомление родителей  с реализуемой ОП (дни открытых дверей в школе,   информационный стенд, беседа с учителями  и администрацией);

ü    выступление учителя с рекомендациями по профилактике трудностей у детей и родителей в период адаптации к школе;

ü    ознакомление с Уставом  ОУ, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации образовательного процесса;

ü    анализ уровня здоровья детей (на основании медицинских документов)

Прием детей в образовательное учреждение осуществляется в соответствии с Конституцией РФ,  Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом ОУ, локальными актами ОУ.

 

2.3. Ожидаемый результат

 

ü    Достижение уровня элементарной грамотности.

ü    Сформированность  умений социальной коммуникации младшего школьника с другими учениками и взрослыми.

ü    Создание основ для формирования валеологической культуры на следующей ступени образования.

ü    Развитие устойчивого познавательного интереса у учащегося, навыков анализа, рефлексии, проектирования при решении учебных задач и проблемных ситуаций.

ü    Формирование коммуникативной и эстетической культуры.

ü    Формирование нравственных и эстетических начал личности.

ü    Приобщение учащихся к отечественной и мировой культуре и создание тем самым базы для последующего освоения ОП основной школы.

ü    Формирование положительной мотивации на обучение в основной школе и адаптации к ней.

ü    Готовность ученика к продолжению образования на 2 ступени.

 

Выпускник начальной школы

ü    это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;

ü    это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он  умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

ü    это ученик, у которого  есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе

ü    это ученик, который  способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

ü    это ученик, который стремится  стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

 

Учебная программа.
              На первой ступени образования в 1 классе образовательный процесс организуется в соответствии с ФГОС НОО,  во 2 – 4 классах образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями ФБУП – 2004 г., РБУП – 2006,  концепцией и программами для начальной школы «Школа России» (руководитель проекта А.А. Плешаков). Обучение осуществляется в классах-комплектах 1 и 3, 2 и 4

 Обучение русскому языку начинается с третьей  четверти 1 класса по учебнику Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразов. учреждений с приложением на электронном носителе  /В.П.Канакина, В.Г.Горецкий   - М.: Просвещение, 2011г., до этого периода первоклассники работают  по комплекту Прописи в 4-х ч. /В.Горецкий, Н.А.Федосова  М.: Просвещение, 2011г.

 Во 2 – 4  классах учащиеся занимаются по обновленному  комплекту Рамзаевой Т.Г. «Русский язык» из расчета 5 часов в неделю.

Обучение литературному чтению в 1 классе осуществляется по Азбука. 1 класс.  учебник. для общеобразовательных учреждений с приложением  на электронном носителе в 2 частях  /В.Г.Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2011г. и Литературное чтение.  1 класс. Учебн.  для общеобразовательных  учреждений в  2 ч. /Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2011г.

Обучение литературе (литературному чтению) начинается со 2 класса  по учебникам М.В. Головановой, В.Г. Горецкого «Родная речь» ( 2 - 4 класс – 4 часа в неделю).

Изучение английского языка осуществляется  по программе Биболетовой М.З.

со 2 класса в объеме   2 часов  в неделю.

Обучение математике в 1 классе осуществляется по Математика 1 класс: учебник для общеобразов. учреждений с приложением на электронном носителе  / в 2 ч.  /М.И.Моро и др. – М.: Просвещение, 2011г.

Во 2 – 4 классах обучение математики  ведется из расчета 4 часов  в неделю в 1 - 4 классах по учебнику М.И.Моро.

Обучение «Окружающий мир» в 1 классе осуществляется по Окружающий мир 1 класс: учебник для общеобразов. учреждений с приложением на электронном носителе  / в 2 ч.  /А.А.Плешаков  и др. – М.: Просвещение, 2011г., во 2 – 4 классах  ведется по учебникам Плешакова А.А..   «Мир вокруг нас» в 1- 4 классах  - 2 часа.    «Изобразительное искусство» ведется с 1 по 4 класс по программе Неменского Б.М. (1час).  Музыка обеспечена  программой для ОУ, разработанной  под руководством Е. Д. Критской.  В 1 – 4   классах  отведено  3 часа на уроки физкультуры.  Курс «ОБЖ» в 1-4 классах осуществляется на основе интеграции с общеобразовательными предметами.

Обучение физической культуре осуществляется по УМК  В. И. Ляха, труду во 2 классе по УМК  Т.Я.Шпикаловой,   3,4  классах -  УМК  Т.Г.Геронимус,  ИЗО во 2 классе по УМК  Шпикалова Т.Я.,  М., в 3 – 4 классах по УМК Л.А. Неменской, музыка во 1 – 4 классах по Е.Д. Критской.

            В соответствии с РБУП – 2006 г. (с изменениями от 30.08. 2011, приказ  № 1614) часы регионального компонента используются для ведения   интегрированного краеведческого курса. 

           Часы школьного компонента используются для проведения индивидуальных и групповых занятий.

Изучение английского языка осуществляется  со 2 класса в объеме   2 часов  в неделю.

Учебный план со 2 по 4 класс рассчитан на шестидневную учебную неделю.

          Учащиеся первого класса обучаются по пятидневной учебной неделе в соответствии с письмом МО РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

                                      

2.4. Учебный план ОУ

По структуре учебный план соответствует Региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (приказ Министерства  образованию и науки Мурманской области от 30.08.2011 № 1614 «О внесении изменений в Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования»).

Школа реализует образовательные программы начального общего, основного  общего образования.

Учебный план включает следующие компоненты:

Федеральный компонент (включает набор обязательных предметов, соответствующих Федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивается примерными общеобразовательными программами).

Региональный компонент (представлен перечнем предметов, установленным Министерством образования и науки Мурманской области, для реализации национально-регионального компонента).

Компонент образовательного учреждения

Основополагающими принципами распределения часов компонента образовательного учреждения являются:

·        личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих сил и способностей, доступность, учебного материала для всех групп обучающихся;

·        удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека;

·        обеспечение практической направленности содержания образования, рациональное сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности обучающихся;

·        усиление деятельностной составляющей в содержании учебных курсов;

·        получение дополнительной подготовки для прохождения государственной итоговой аттестации учащихся и самоопределения выпускников 9 класса.

 

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

1

2

3

4

 

Федеральный компонент

 

1

Русский язык

5

5

5

5

 

2

Литературное чтение*

4

4

4

4

 

4

Иностранный язык

 

2

2

2

 

5

Математика

4

4

4

4

 

11

Окружающий мир (человек, природа,

общество)

2

2

2

2

 

15

Искусство (Изобразительное искусство)

1

1

1

1

 

16

Искусство

(Музыка) *****

1

1

1

1

 

18

Физическая культура

3

3

3

3

 

20

Труд

 

1

2

2

 

21

Технология (Труд)

1

     

 

ИТОГО

21

23

24

24

 

*1 час в 3 и 4 классах за счет школьного компонента

Региональный компонент

 

 

1

2

3

4

 

Интегрированный краеведческий курс

-

1

1

1

 

 

Компонент образовательного учреждения

 

Индивидуально – групповые занятия

 

2

1

1

 

ИТОГО компонент образовательного учреждения

 

 

1

1

 

Предельно допустимая  аудиторная учебная нагрузка

21

26

26

26

 

 

2.5. Организационно-педагогические условия

 

Нормативные:

В соответствии с гигиеническими требованиями к режиму учебно-воспитательного процесса, установленными СанПин 2.4.2.1178-02, занятия проводятся в 1 смену при 6-дневной учебной неделе (в 1 классе – 5 дневная учебная неделя).

Максимальный объем учебной нагрузки составляет:

ü    1 классы –  20 уроков в неделю;

ü    2,3 классы –  25 урока в неделю;

ü    4 классы –  25 урока в неделю.

 

Занятия начинаются в 9 часов 00 минут.

Продолжительность уроков – 45 минут.

Продолжительность перемен: 2 перемены по 10 минут, 2 перемены по 20 минут.

  на каждом уроке проводится 2-3 динамические паузы.

 

Средняя наполняемость классов – 5 человек.

 Организационные:

Основной формой организации обучения  является классно-урочная.

Учебный год делится в 1-4 классах на четверти. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Предусмотрены  дополнительные каникулы в феврале. Каникулы проводятся в сроки, рекомендуемые комитетом по образованию администрации г. Мурманска и утвержденные директором школы.

 

В школе работает столовая, где учащиеся получают горячие обеды. Учащиеся льготных категорий  получают бесплатные завтраки и обеды.

Образовательный процесс на 1 ступени обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. В основе учебно-воспитательной деятельности  педагогов лежит процесс формирования индивидуальности ребенка, развитие устойчивого познавательного интереса к обучению.

        

Описание педагогических технологий

В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка, учителя используют следующие педагогические технологии

Традиционные технологии:

системное усвоение учебного материала на всех этапах обучения обеспечивают традиционные классно-урочные технологии, предусматривающие обязательные этапы на уроке:

ü    проверка усвоения пройденного;

ü    объяснение нового материала;

ü    закрепление полученных знаний;

ü    домашние задания

 

Технологии активных форм и методов:

ü    уроки - путешествия;

ü    дискуссии;

ü    уроки-фантазии;

ü    уроки-сказки;

ü    игровые технологии;

ü    работа в парах;

ü    разработка и защита проектов (индивидуальных и групповых);

ü    игра по станциям;

ü    инсценировка;

ü    путешествие.

Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей учащихся (половых, возрастных, свойствах темперамента). Учёт индивидуальных особенностей учащихся проводится учителями начальной школы в рамках учебной и проектной деятельности, развитию которой в школе уделяется большое внимание.

     Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено реализацией комплексной воспитательной программы через целевые программы: «Здоровье и спорт», «Моя гражданская позиция», «Досуг», «Мой край родной», «Семья и школа», «Учение». Программа направлена на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

 

 Технологии организации внеучебной деятельности:

ü    технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.;

ü    формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.;

ü    ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива (ответственные дежурные, система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела);

ü    школьные кружки и секции:

ü    программы   досуговых   мероприятий,    приуроченные    к   празднованию памятных дат и государственных праздников.

ü    взаимодействие с  МОДЮБ

2.7. Формы  учета  и контроля достижений учащихся

Текущие формы контроля

ü    текущая успеваемость

ü    устные ответы на уроках

ü    самостоятельные и проверочные работы

ü    контроль техники чтения

ü    контрольные работы

 

Обязательные формы итогового контроля

ü    годовые контрольные работы по русскому языку и математике

ü    контроль техники чтения.

 

Изменяются функции оценки. Учитель индивидуально оценивает достижения детей. Начиная с первого класса каждый ребёнок формирует своё собственное «Портфолио».  В «Портфолио» дети помещают дипломы, грамоты, сертификаты. Дети периодически представляют в классе своё «Портфолио». Родители регулярно знакомятся с «Портфолио» и дают свою оценку достижений собственного ребёнка.

Переход от системы учета знаний к системе учета личностных достижений происходит по следующим критериям:

ü    отношение к учебной деятельности

¨     состояние учебных принадлежностей

¨     систематическое выполнение домашних заданий

¨     участие в конкурсах, олимпиадах

ü    способность к деятельности

¨     активность на уроках и во внеурочной деятельности

¨     самостоятельность

¨     стремление узнать новое, любознательность

¨     участие в работе кружков, секций

ü    общая культура

¨     кругозор (начитанность, осведомленность, эрудиция)

¨     приветливость, отзывчивость

¨     тактичность

¨     внешний вид

¨     соблюдение этических норм поведения.

Широко используются формы общественной аттестации:

ü    классные, школьные, муниципальные  конкурсы;

ü    предметные олимпиады;

 

 

2.8. Методы диагностики освоения образовательной программы

 

Диагностика включает в себя:

ü    социально-педагогическую диагностику:

¨     социальный статус семьи;

¨     наличие условий для развития и воспитания ребенка дома;

¨     необходимость оказания различных видов необходимой помощи;

ü    медицинскую диагностику: уровень здоровья ребенка;

ü    педагогическую диагностику:

¨     сформированность важнейших учебных действий;

¨     уровень активности, самостоятельности в учебной работе, самостоятельная организация деятельности в рамках учебной работы;

¨     развитие речи (понимание смысла изучаемых понятий, использование речи как инструмента мышления, грамотность и словарный запас устной речи);

¨     развитие тонкой моторики руки (понятность письма, аккуратность оформления письменных работ, способность к различным видам ручного труда);

¨     умственная работоспособность и темп учебной деятельности (сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом);

¨     взаимодействие с учителем (установление адекватных ролевых отношений с учителем на уроках и вне их, проявление уважения к учителям, способность к установлению межличностных отношений с учителем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Образовательная программа основного общего образования

II ступень обучения

(5- 9 классы)

3.1. Целевое назначение

ü    реализация в полном объёме конституционных прав детей на образование;

ü    обеспечение образовательного процесса, предусмотренного Базисным учебным планом ОУ РФ 2004 года  и Базисным региональным учебным планом ОУ Мурманской области 2006 года;

 

ü                        создание условий для освоения учащимися обязательного минимума содержания образования данного уровня;

ü    сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

ü    сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

ü    создание условий для адаптации учащихся к особенностям основной школы

ü                        формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

ü    создание условий для формирования учебной самостоятельности и ответственности;

ü    развитие у учащихся познавательного интереса и творческих способностей.

ü    развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

ü                        развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира).

ü    воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы;

Ведущие задачи:

ü    создание условий для становления отношения ребенка к миру и  к себе, своим потребностям, стремлениям и желаниям, развитие разных возможностей мировосприятия;

ü    поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности.

 

3.2. Характеристика учащихся,

которым адресована образовательная программа начального общего образования

 

Возраст:

11-15 лет

Уровень готовности к усвоению программы:

Успешное овладение образовательной программой начальной ступени обучения

Состояние здоровья:

1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения

Технология комплектования:

Комплектование 5 классов

Продолжительность обучения

5 лет

 

Процедура выбора общеобразовательной программы предполагает:

ü    Доведение до сведения родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора  (родительские собрания, стенд, печатная информация, беседы с администрацией и педагогами школы);

ü    Изучение образовательных потребностей семьи (опросы, анкеты);

ü    Сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года);

ü    Педагогическая диагностика и на ее основе анализ успешности учебной деятельности  (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной аттестации);

ü    Коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.

3.3. Ожидаемый результат

ü    Успешное овладение предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии  с государственными образовательными стандартами.

ü    Выход на начальный  уровень функциональной грамотности,   предполагающий его полное достижение к окончанию основной школы.

ü    Освоение учащимися основ системного мышления и развитие мотивации к дальнейшему  обучению.

3.4. Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной деятельности на данной ступени.

Нравственный потенциал
· Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «коллектив», «доверие», «выбор».
· Стремление и желание проявить сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы.
· Умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело.
Познавательный потенциал.
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей.
· умение управлять подсознательными процессами личности.
· Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке
Коммуникативный потенциал.
· усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения
· способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Эстетический потенциал.
· способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности.
· знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства
· апробация своих возможностей в музыке, литературе, изобразительном искусстве, прикладном творчестве.
Физический потенциал.
· дальнейшее развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости.
· Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями

3.5.Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры учащихся.

Основное  общее образование

На второй ступени образования в 5 – 9 классах образовательный процесс организуется в соответствии с требованиями ФБУП – 2004 г.,  РБУП – 2006 г.  (с изменениями от 30. 08. 2011 года, приказ Министерства   образования   и   науки   Мурманской   области   №1614).  Все предметы изучаются на базовом уровне, количество часов   соответствует  действующим  государственным программам для общеобразовательных учреждений.

В  8 классе  обучение русскому языку ведется по УМК  Львовой С.И.; в 5, 7, 9 классах – по УМК Ладыженской Т.А Реализация  регионального компонента осуществляется на уроках русского языка в 5-9 классах параллельно, путем вкрапления, дополнения обновленной примерной региональной программы, разработанной коллективом  авторов  (Благовой Н.Г., Кореневой Л.А., Родченко О.Д), к ныне действующим УМК по русскому языку.

На уроки литературы в соответствии с РБУП – 2006  отведено в  9 и 5 кл. – 3 часа; в  6, 7, 8 – по 2 часа.  Обучение литературе в 5 – 9  классах осуществляется по  УМК В. Я. Коровиной. Региональный компонент реализуется в соответствии с обновленной «Программой по литературному краеведению (5-11 классы)» (авторы  Л.Т. Пантелеева, Дмитриева О.К.).

Изучение английского языка осуществляется  по УМК Биболетовой М.З. из расчета 3 часа в неделю.

На математику выделено в 5-9 классах  по 5 часов.  Математика в 5 – 6, алгебра в 7 -9  кл. ведется по УМК Дорофеева Г.В., геометрия в 7 – 9 кл. – по УМК Л.С. Атанасяна.

На историю в 5-9  классах в соответствии с РБУП – 2006  (история России по УМК А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной; история Древнего мира -  А.А. Вигасина, Г.И. Годера; история Средних веков – В.А. Ведюшкина; «Новая история» - А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной; «Новейшая история зарубежных стран. 20 – нач. 21 в.» - А.О. Сороко – Цюпа) дано 2 часа; в 9 классе дополнительно введен 1 час за счет регионального компонента для изучения истории Мурманской области.  Обществознание  ведется с 6 по 9 класс (1 час в неделю) по УМК   Боголюбова Л.Н.

География  ведется по УМК И.В. Душиной и Примерной программой основного общего образования по географии (2 вариант программы); используются учебники В.П. Дронова в 6, 8, 9 классах и Душиной И.В.  в 7 кл.  Реализация регионального компонента в соответствии с «Национально-региональным компонентом государственного образовательного стандарта. География» (авт. В.М. Возница, Мурманск, МОИПКРО, 2001).  За счет часов регионального компонента в 6 классе выделен 1 час на изучение географии Мурманской области.

Реализация курса «Биология»  в 5 – 8 кл. в соответствии с примерной программой и УМК Трайтака Д.И.  За счет часов регионального компонента в 6 классе дополнительно выделен 1 час.

       Химия в 8-9 классах ведется по УМК  О.С. Габриеляна из расчета 2 часа в неделю.

Физика  ведется по УМК А.В. Перышкина (в 7-9 кл. 2 часа в неделю).

Курс «Изобразительное искусство» реализуется в 5-7 кл. в соответствии с Примерными программами основного общего образования (УМК  В.Н. Неменский). Обучение ведется в классах – комплектах.

Музыка  в 5 – 9 кл. ведется в классах – комплектах в соответствии с Примерными программами основного общего образования (УМК  Е. Д. Крицкой).  

Физическая культура ведется в классах – комплектах из расчета 3 часа в неделю по УМК В.И. Ляха.

Уроки технологии  в 5 – 9 классах обеспечены УМК под ред. В.Д. Симоненко.  В 8 классе  1 час – за счет регионального компонента.  Обучение технологии осуществляется в классах комплектах (5- 6, 7-8, (девочки м мальчики раздельно); в 9 классе курс рассчитан на совместное обучение девочек и мальчиков (модуль «Черчение и графика»).

Уроки ОБЖ в  8 кл. ведутся по УМК А.Т. Смирнова.

Искусство в 8 классе (1 час) ведется за счет регионального компонента.

Часы регионального компонента  в 6 классе используются для  изучения географии Мурманской области (1 час) и полного выполнения программы по биологии (1 час). В 8 классе  - 1 час для технологии, 1 час -  для искусства. В 9 классе – для изучения истории Кольского Севера.

Учебный план основной школы МОУ г. Мурманска СОШ № 6

 

Учебные

предметы

Количество часов в неделю

5

6

7

8

9

 

Федеральный компонент

 

1

Русский язык

6

6

4

3

2

 

2

Литературное чтение*

 

 

 

 

 

 

3

Литература

3

2

2

2

3

 

4

Иностранный язык

3

3

3

3

3

 

5

Математика

5

5

5

5

5

 

6

Информатика и ИКТ

 

 

 

1

2

 

7

История**

2

2

2

2

3

 

8

Обществознание (включая экономику и право)

 

1

1

1

1

 

9

География***

 

2

2

2

2

 

10

Природоведение

2

 

 

 

 

 

11

Окружающий мир (человек, природа, общество)

 

 

 

 

 

 

12

Биология****

 

2

2

2

2

 

13

Физика

 

 

2

2

2

 

14

Химия

 

 

 

2

2

 

15

Искусство (Изобразительное искусство)

1

1

1

   

 

16

Искусство

(Музыка) *****

1

1

1

1

 

 

17

Искусство (Музыка, изобразительное искусство)

     

1

1

 

18

Физическая культура

3

3

3

3

3

 

19

Основы безопасности жизнедеятельности

 

 

 

1

 

 

20

Труд

 

 

 

 

 

 

21

Технология (Труд)

 

 

 

 

 

 

22

Технология ******

2

2

2

2

1

 

ИТОГО

28

30

30

33

 

32

 

*1 час в 3 и 4 классах за счет школьного компонента

**1 час в 9 кл. за счет регионального компонента

***1 час в 6 кл. за счет регионального компонента

****1 час в 6 кл. за счет регионального компонента (0,5 ч. из РК 6 кл. и 0,5 ч. из РК 7 кл.)

*****1 час в 8 кл. за счет регионального компонента

******1 час в 8 кл. за счет регионального компонента

 

Региональный компонент

 

 

 

5

6

7

8

9

 

Интегрированный краеведческий курс

 

 

 

 

 

 

 

Компонент образовательного учреждения

 

Индивидуально – групповые занятия

 

 

 

 

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

 

1

 

Инд.-групповые занятия по природоведению

1

 

 

 

 

 

Историческое  краеведение

1

 

 

 

 

 

Индивидуально – групповые занятия по английскому языку

1

1

1

 

 

 

Инд.-групповые занятия  с учащимися по русскому языку

 

1

1

1

1

 

Индивидуально-групповые занятия по математике

 

 

1

1

1

 

Индивидуально-групповые занятия по физике

 

 

1

 

 

 

Индивидуально-групповые занятия по биологии

 

 

 

1

 

 

Инд.-групповые занятии по истории и обществознанию

 

 

 

 

1

 

ИТОГО компонент образовательного учреждения

4

3

5

3

4

 

Предельно допустимая 

аудиторная учебная нагрузка

32

33

35

36

36

 

                 

                                            

                         3.6. Организационно-педагогические условия

Формы организации учебного процесса

ü    Классно-урочная система

ü    Учащиеся 5-9-х классов работают в режиме шестидневной учебной недели

ü    Продолжительность одного урока   45 минут

ü    Учебный год делится на четверти

ü    Средняя наполняемость классов 5 человек

Педагогические технологии

    Для организации образовательного процесса наряду с традиционными методами обучения  используются:

ü    интерактивные обучающие технологии (работа в группах постоянного и переменного состава, компьютерные технологии при выполнении  коллективных и индивидуальных творческих заданий);

ü    работа в режиме проектирования;

ü    технология модульного обучения

ü    технология

Технология организации внеучебной деятельности

Содержание внеучебной деятельности учащихся 5-9-х классов обусловлено  реализацией комплексной воспитательной программы через целевые программы: «Здоровье и спорт», «Моя гражданская позиция», «Досуг», «Мой край родной», «Семья и школа», «Учение», а также

ü    взаимодействием   с МОДЮБ

ü    работой школьных кружков и секций

ü    программами   досуговых   мероприятий,    приуроченным    к   празднованию памятных дат и государственных праздников.

3.7. Формы учета и контроля достижений учащихся

В образовательной программе  используются следующие основные формы учета  достижений учащихся:

ü    текущая успеваемость;

ü    аттестация по итогам четверти, по итогам года;

ü    рейтинговые проверочные работы;

ü    олимпиады;

ü    защита исследовательской и проектной работы.

ü    творческие отчеты, доклады учащихся на конкурсах, выставках,.

Учет достижений учащихся фиксируется в «Портфолио», по итогам года -  возможна защита «Портфолио».

В школе разрабатывается система оценивания включенности учащихся в уклад школьной жизни (активность при подготовке и проведении общешкольных мероприятий).

3.8. Методы диагностики  освоения образовательной программы

Диагностика включает в себя:

ü    социальную диагностику:

¨                 наличие условий для домашней работы;

¨                 состав семьи;

¨                 необходимость оказания различных видов помощи;

ü    медицинскую диагностику: показатели физического здоровья

ü    педагогическую диагностику:

¨                 предметные и личностные достижения;

¨                 затруднения в образовательных областях;

¨                 диагностика сформированности учебно-познавательных мотивов;

¨                 диагностика формирования уровня функциональной грамотности (грамотность и  богатый словарный запас устной речи, использование речи как инструмента мышления);

¨                 диагностика сформированности важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи, способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии в процессе решения учебной проблемы);

¨                 умственная работоспособность и темп учебной деятельности ( сохранение учебной активности в течение всего урока, адаптация к учебной нагрузки, способность работать в едином темпе со всем классом и предпочтение высокого темпа работы);

¨                 взаимодействие с педагогами (включенность в личностное общение с педагогами, способность  к проявлению эмпатии по отношению ко взрослым);

¨                 поведенческая саморегуляция (способность длительно подчинять поведение к намеченной цели, умение сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения и способность к ответственному поведению);

¨                 диагностика интересов.

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «