Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Искусство
16.05.2024 г.
 
 
Искусство Печать E-mail
Автор Administrator   
02.03.2011 г.

Пояснительная записка

 

 

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по технологии (Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007).

 

- Примерная программа основного общего образования по  (Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007).

 

- Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. Искусство: программно-методические материалы для учителей изобразительного искусства /сост. О.Г. Жукова - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.

 

Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для обучения учащихся 8 класса МОУ СОШ № 6.

 

Цели обучения

развитие художественно-творческих способностей учащихся, об­разного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образ­ной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действи­тельности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразитель­ного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и ди­зайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира; о выра­зительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архи­тектуры; знакомство с образным языком изобразительных (плас­тических) искусств на основе творческого опыта;

овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусст­ву, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

 

Задачи обучения

- приобщить учащихся к многообразным сторонам социально-художественного опыта Кольского Севера;

- познакомить с наиболее значительными объектами и произ­ведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства Кольской земли ХIX-ХХ вв., с основными закономерностями исто­рического развития художественной культуры края, с творчеством наиболее известных ее деятелей;

- дать представление о художественной специфике и регио­нальных особенностях художественной системы различных видов искусства - как академической (авторской) школы, так и русской традиционной народной культуры;

- сформировать (в соответствии с возрастными возможностя­ми через постижение, проживание, прочувствование, погружение в региональную культуру) умения и навыки эстетического анализа художественных произведений, поисково-исследовательской дея­тельности, связанной с их изучением;

- создать условия для практического освоения различных ви­дов художественной деятельности, развития образного мышления, эстетического вкуса и творческих способностей учащихся, для формирования личностного, эмоционально-ценностного отношения к художественной культуре Кольского края, родственного внимания к окружающему миру в целом;

- воспитывать чувства патриотизма, любви к родному краю, уважения к его культурному наследию, ответственности за его бу­дущее

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать:

- название и место расположения памятников архитектуры и культуры саамов и поморов;

- содержание научно-популярной и художественной литературы о Кольском крае (по выбору выпускника);

приводить примеры

- произведений народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых отражены северные художественные традиции;

- произведений современного искусства, в творчестве которых отражены черты национального и регионального своеобразия;

уметь

- выразить свое отношение к явлениям искусства края, написать творческую работу с элементами исследования (сочинение, эссе);

- дать комплексную оценку художественных качеств произведе­ний изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архи­тектуры на основе взаимосвязи формы предмета с его функцио­нальным назначением, соотношение формы и материала, синтеза эстетического, функционального и духовного;

- уметь применять опыт творческой работы в художественно-эстетической организации среды, используя знания о саамской и поморской национальной культуре;

- иметь начальные навыки исследовательской работы: уметь работать со словарями, энциклопедиями, каталогами, справочни­ками, краеведческой литературой.

 

 

Особенности организации учебного процесса

 

        Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем вкрапления элементов регионального компонента в уроки.

   

        В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

 

 

Тематическое планирование

 

Всего уроков

Теория

Практика

Художественная культура Кольского севера: древнего и современного

6

4

2

Художественные ремесла саамов и Кольских поморов

9

4

5

Роль культовых построек как архитектурный доминант

11

4

7

Виды культурных построек, своеобразие архитектурного декора

8

4

4

Всего

34

16

18

 

Введение.

Художественная культура Кольского Севера: древнего и со­временного. Ее самобытность и место в мировой культуре. Идеал человека в искусстве Кольского края от древности до наших дней: вольнолюбие, духовное, нравственное совершенство; верность традициям предков. Мир природы во всех видах искусства - неотъ­емлемая часть духовного мира человека, воплощение эстетическо­го идеала.

Искусство Кольского Севера в контексте культуры Древней Руси.

Становление культуры Древней Руси; ее связь с формирова­нием национального самосознания и мировым художественным опытом. Древнерусское искусство - школа воспитания последую­щих поколений.

Обряды и праздники народного календаря.

Народный календарь как отражение повседневной бытовой и духовной жизни, целостного мировоззрения, его взаимосвязи с природой (ее сезонными изменениями).

Иллюстрирование праздников народного календаря. Синкре­тизм искусств и ремесел. Связь праздников и обрядов с мифологи­ей народов Кольского Севера с христианским православием. Три­фонов Печенгский монастырь.

Фольклорные праздники искусств и ремесел.

Традиционный саамский и поморский костюм как художест­венное произведение декоративно-прикладного искусства. Синтез в костюме различных видов художественной обработки материалов.

Характерные черты и особенности саамского и поморского костюма; украшения (бисер, цветное сукно, аппликация из кожи и сукна).

Малица, совик. Основные детали костюма. Их разнообразие, украшения.

Особенности верхней одежды мужского и женского костюма.

Головные уборы и их роль в определении социального статуса женщины. Обувь - разнообразие видов, простота конструкции, практичность, украшение (пимы, каньги).

Календарно-обрядовый цикл и его отображение в сезонных особенностях костюма.

Ткачество и плетение как традиционные домашние ремесла. Основные способы изготовления поясов: плетение, тканье. Виды тканей: сукно, кожа; их особенности и цветовая гамма.

Художественные ремесла саамов и Кольских поморов.

Резьба по дереву, плетение из природных материалов, ткаче­ство, вышивка, народный костюм, резьба по камню и кости.

Роль культовых построек как архитектурных доминант. Связь народной архитектуры с природным ландшафтом. Виды культур­ных построек, своеобразие архитектурного декора. Взаимосвязь функции элемента декора, материала и техники. Широкое разнооб­разие техник обработки дерева, оленьих шкур в декоре дома (вежи) и оформление интерьера. Художественно-нравственное воздейст­вие облика христианского храма, его взаимосвязь с окружающей средой. Трифонов Печенгский монастырь, Успенская церковь в Варзуге.

Виды резьбы по дереву, объемная, трехгранная, выемочная, плоскорельефная. Излюбленные мотивы декора и растительный орнаменты.

Искусство плетения из природных материалов (лыка, бересты) как широко распространенный вид народного творчества в север­ном крае. Берестяные изделия: туеса, лукошки, короба, приемы их орнаментации.

Вышивка бисером, расцвет искусства вышивки в ХХVIХ ве­ках.

Памятники жилой и культовой архитектуры на территории Варзуги как наиболее типичные и сохранившиеся в крае.

Современное изобразительное искусство Кольского Севера.

Современные художники Севера Мурманская область и ее ис­тория в работах художников города и области. Вечные темы твор­чества: природа и люди.

Творчество художников Алексеева В А., Баранова В.Г., Бубенцова В.Н., Герасимова Г.А., Морозова Н.М. (по выбору).

Графика Борисовой В.З., Бубенцова В.Н., Ершова В.П., Кирина М.А., Ковалева Н.Н., Панкова Ю.А. (по выбору).

 

Примерные творческие задания для основной школы .

 

1. Рисование с натуры предметов быта из дерева, меха и пр.

2. Зарисовки мотивов орнаментальной резьбы по дереву (гео­метрические, растительные, зооморфные элементы резьбы, харак­терные для саамов и поморов.

3. Тематическая композиция "Праздник солнца" (акварель, гу­ашь, монотипия).

4. Зарисовки традиционных элементов мезенской росписи.

5. Составление орнаментальных и сюжетных композиций по мотивам мезенской росписи.

6. Эскиз деревянного гребня для волос украшенного резьбой или росписью по мотивам северных орнаментов.

7. Эскиз праздничного поморского и саамского костюма.

8. Тематическая композиция "Весна-красна".

9. Рисование с натуры, по памяти и представлению памятни­ков древней архитектуры Умбы, Колы, Варзуги.

10. Разработка тематической композиции "Праздник в стойби­ще" (выбор материала по усмотрению автора).

11. Тематическая композиция "Краски земли Северной", "За гранью Полярного круга".

12. Тематическая композиция "Полярная ночь", "Северное сияние", "Край мой Севером зовется" и т. д.

13. Тематическая композиция "Север - шаг в будущее".

14. Эскиз занавеса и оформление программок и пригласи­тельных билетов на фестиваль "Хибинская весна" и др. (по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

Формы контроля:

- устный опрос по материалу учебника и лекции учителя;

- практические  творческие работы.

 

Учебно – методическое обеспечение  предмета

и перечень рекомендуемой литературы

 

Рабочая программа ориентирована на использование  электронного учебника

Искусство Кольского Севера. В.Н. Бубенцов, В.У. Плюхин. – Мурманск, 2001.

Литература для учителя

1. Бажанов А.А. Солнце над тундрой. Мурманск, 1983.

2. Бажанов А.А. Белый олень: Повесть. Мурманск, 1996.

3. Балашов Д.М. Сказки Терского берега. Мурманск, 1972.

4. Берлин В.Э. Заповедник. Мурманск, 1981.

5. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в.: Этнограф.очерки. Л.: Наука, 1983.

6. Богатырь Лайне: Саамские сказки / Пересказал для детей С А. Панкратов по зам. П.П. Юрьева. Мурманск, 1978.

7. Большакова Н. Подарок чайки: Сказки о Лапландии. Мур­манск, 1994.

8. Большакова Н. Приключения мышонка Узлэсь Кебпьля: Сказка. Мурманск, 1996.

9. Витков З.А. Первобытные люди на Кольском полуострове / Под ред. И.Ф. Ушакова. - Мурманск, 1960

10. Воронова О. Чахкли: Стихи / Пер. с саам. Мурманск, 1989.

11. Второстепенные и непостоянные занятия // Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т.2. Мурманск, 1998.

12. Выхристенко В.И. Арктика под крылом. Мурманск, 1970.

13. Темп К. Сказ о Беломорье. Архангельск, 1983.

14. Турина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из истории древ­них лапландцев. Мурманск, 1982.

15. Турина Н.Н. История культуры древнего населения Коль ского полуострова / Рос. Акад.наук, ин-т истории матер.культуры. СПб, 1997.

16. Дранишников В.В. Рассказы по истории Кольского края: Кн для чтения в 4 кл. Мурманск, 1979.

17. Древние жители Кольского края // Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т.1. Мурманск, 1997.

18. Дочь Луны и сын Солнца: Саамские сказки / Пересказ и об­работка А. Г. Елагиной. М.: Малыш, 1975.

19. Евткжова О.А. Народное декоративно-прикладное искусст­во Кольских поморов и саамов Кольского Севера: Ч.II. Мурманск, 1994.

20. Иванов Е.В. Народное декоративно-прикладное искусство Кольских саамов // Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера. Ч. II. Мурманск, 1994.

21. Из Новгорода Великого в Землю Тре // Кошечкин Б.И. Тун­дра хранит след. Мурманск, 1979.

22. Карпович В.Н. Кандалакшский заповедник. Мурманск, 1984

23. Киселев А.А. Родное Заполярье: Очерки истории Мурман­ской области (1917-1972 гг.) / Под ред. Ю.Н. Климова. Мурманск, 1974.

24. Киселев А.А., Киселева Т.А. Из истории Кольских саамов II Наука и бизнес на Мурмане. 2000. № 4 (август).

25. Киселев А.А., Киселева Т.А. Саамы: История, экономика, культура. 2-е изд., перераб. и доп. Мурманск, 1987.

26. Киселев Т.А. Художественная картина мира в традицион­ной культуре саамов //Учителю о народной культуре поморов и саамов Кольского Севера: Ч.II. Мурманск, 1994.

27. Киселев А.А. "Город мой широкоплечий...": Историч. очерк к 80-летию Мурманска. Мурманск, 1996.

28. Киселев А.А., Шевченко А.В. Мурманская область: геогра­фия и история освоения: Учебн. пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Мурманск, 1996.

29. Ковалев Н.Н. Изобразительное искусство Мурманска // Мурманский берег: Вып.4. Мурманск, 1998.

30. Конаков Н.Д., Котов О.В Ижемцы в Мурманском Заполярье // Родники пармы. Сыктывкар, 1989.

Литература для учащихся

 Косменко А.П. Народное изобразительное искусство саа­мов Кольского полуострова Х1Х-ХХ вв.: Этногр.очерк. Петрозаводск. 1993.

 Костюкевич Л.А. Путешествие по Мастерграду. Здравствуй, солнце!. Сценарии праздников с использованием саам, и помор, фольклора, материалов о сев. нар. ремеслах. Мурманск, 1991.

 Кошечкин Б.И. Открытие Лапландии. Мурманск, 1983.

 Кошечкин Б.И. Тундра хранит след: Очерки об исследова­телях Кольского Севера. Мурманск, 1979.

 Крючков В.В., Кондратович И.И. Памятники природы Коль­ского Севера. Мурманск, 1988.

 Маслов В. Зырянова бумага: Рассказ для мл. шк. возраста. Мурманск, 1979.

 Меркурьев И.С. Пословицы и поговорки Поморья. СПб., 1997.

 Меркурьев И.С. Сказки поморов Мурманской области. -СПб., 1997.

 Мой Мурманск: Учебн. кн. для учащихся нач. классов школ г. Мурманска. Мурманск, 1997.

 Морошковая поляна: Рассказы, стихи и сказки писателей Баренцева региона / Сост. В.Лемесов, Г.Х. Линдскуг. ВагепЫо1аде1, 1997.

 Мурман - начало России: Живопись, графика, декоратив.-приклад. искусство мурманских художников: Открытки. Мурманск, 1999.

 Невеста Солнца: Саамские сказки / В обраб. Е.Я.Пация. Мурманск, 1986.

 Неруш И.А. Города Кольского Севера: Очерк истории строительства и формирования городов на Кольском полуострове. Мурманск, 1978.

 Ополовников А.В., Островский Г.С. Русь деревянная: Об­разцы рус. дерев, зодчества. М.: Детская литература, 1970.

 Основные занятия жителей Кольского Севера // Ушаков И.Ф. Избранные произведения: В 3 т. Т.2. Мурманск, 1998.

 Плюхин В.У. Творчество - у истоков гражданственности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

 Поляков Б.В. Кола. Мурманск, 1983.

 Поморские козули /Авт.-сост. О.Попова, Л.Костюкевич. Мурманск, 1994.

 Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.

 Птичка - железный нос, деревянный хвост: Сказки Терского берега. Мурманск, 1991.

 Развитие морских промыслов и международной торговли на Мурмане. Возникновение города Колы // Ушаков И.Ф. Избран­ные произведения: В Зт. Т. 1. Мурманск, 1997.

 

 

Последнее обновление ( 02.03.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «