Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Русский язык
16.05.2024 г.
 
 
Русский язык Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

 

Утверждаю:                                                                                 Рассмотрено на заседании                                    

Директор МОУ СОШ №6                                                          Методического совета            

________Т.В.Вокуева                                                                 Протокол №___от__________             

Приказ №_____от_______ 2011 г.                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

 5 - 9 класс

 

 

 

                                                         

Разработчик: Митяшина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Мурманск

 2011

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

 

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку (Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

- Примерная программа основного общего образования по русскому языку (Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

- Примерная региональная программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений Мурманской области/Автор Коренева Л.А. /Сборник «Программно-методические материалы. Примерные программы начального общего и основного общего образования. Региональный компонент. Методическое пособие»/ Сост. Т.М. Оломская, Л.А.Коренева, Л.Т.Пантелеева, Р.М.Черных и др. – Мурманск, 2006.

 

      Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 5-9 классов МОУ СОШ №6.

    

      Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- анализ результатов ГИА  в Мурманской области, Мурманске, МОУ СОШ № 6 в 2011 году;

- Методические  рекомендации по преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года. – Мурманск, ГИМЦРО, 2006.

 

 

Содержание курса русского языка представлено в рабочей программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

         В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. Последовательность изучения разделов и тем, включенных в тот или иной блок, в календарно-тематическом планировании определено в соответствии с авторскими программами, рекомендованными  Министерством образования и науки Российской Федерации: в 5-7 и 9 классах - Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы . Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.– М., «Просвещение», 2006; в 8 классе - Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2008.

      Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

1.Иметь представление:

- о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края;

- об историко-культурных особенностях речевого этикета северян;

- о языковых контактах северян.

 

2. Знать:

-некоторые специфические черты поморского говора в сопоставлении с литературным языком;

- семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические и др.) Кольского Севера;

- топонимы и микротопонимы своего региона (города, поселка), их произношение, правописание и образование.

3. Уметь:

- употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать;

- анализировать речь (свою и окружающих), распознавать в ней отступления от литературных норм, совершенствовать речевую культуру;

- анализировать и создавать тексты разных типов и стилей  о Кольском Севере (о природе, экономике, истории, культуре края);

- пользоваться словарями (И.С. Меркурьев «Живая речь кольских поморов», В.Г. Мужиков «Географический словарь Мурманской области» и др.).

 

Особенности организации учебного процесса

 

         В условиях подготовки к введению ФГОС ООО в обучении и воспитании щкольников лежит системно-деятельностный подход как главное условие реализации Федерального образовательного стандарта общего основного образования.

      Организация учебно-воспитательного процесса  соответствует  принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам.     

      Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельные уроки, вкрапления элементов регионального компонента в уроки.

        В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

 

Основное содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение

Умение общаться – важная часть культуры человека.

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-быто-вые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, со-циально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Композиционно-жанровое разнообразие текстов.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)  КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа.

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей).

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

 

Система языка

 

Основные единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.

Фонетика. Орфоэпия

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.

Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др.). Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные и т.д.).

Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование (40 час)

Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.

Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Морфемные словари русского языка.

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Основные способы образования слов.

Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.

Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.

Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.

Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах. Словари устаревших слов и неологизмов.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи, средствах массовой коммуникации, публичных выступлениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки.

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.

Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

 

Грамматика

 

Грамматика как раздел науки о языке.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.

Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.

Имя числительное как часть речи. Разряды числительных по значению и строению. Вопрос о числительных в системе частей речи. Склонение числительных. Правильное употребление числительных в речи.

Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Правильное употребление местоимений в речи.

Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.

Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм количественных числительных. Правильное употребление местоимений в речи. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.

Синтаксис (161 час)

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи.

Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.

Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.

Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)

Правописание: орфография и пунктуация (100 час)

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

Употребление строчной и прописной букв.

Правила переноса.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ  КОМПЕТЕНЦИИ

 

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

 

Контроль уровня обученности

 

        Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

- комплексный анализ текста;

- осложненное списывание;

- разноуровневые тесты;

- составление  простого и сложного плана к тексту;

- изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

- составление диалога на заданную тему;

- составление текста определенного стиля и типа речи;

- сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и по прочитанному тексту;

- сочинение-описание памятника;

-сочинение-рассуждение на морально-этическую тему;

-публичное выступление по общественно-важным проблемам;

-сочинение-рассказ на свободную тему;

-устное высказывание на лингвистическую тему;

-редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

- работа с деформированным текстом.

 

Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Русский язык. Учебник для 5 кл. ОУ. Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2006 г.

 

Русский язык: Учебник для 6 класса ОУ / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова  и др.-  М.: Просвещение, 2010.

 

Русский язык: Учебник для 7 класса ОУ / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова  и др.-  М.: Просвещение, 2009.

 

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Ч. 1, 2.  8  кл. – Мнемозина, 2010.

           

Русский язык: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  ( Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научный редактор Н. М. Шанский). - М.: Просвещение, 2009.

 

Литература для обучающихся 5 класса

1. Комиссарова Л.Ю. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 кл. : к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.:Экзамен, 2006.

2.  Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку: 5 класс / А.Б.  Малюшкин,        

Е.Ю. Рогачева. – М.: Сфера, 2006.

3.   Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 5 класс /

А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера. 2006.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. - М.: Сфера. 2006

5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.:Экзамен, 2007.

6.  Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский    

 язык 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.                                                                                                                 

   7. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 5 кл. : к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» - М.:Экзамен, 2006.

 

Литература для обучающихся 6 класса

1.   Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для

 учащихся / Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2006.

2.  Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку: 6 класс / А.Б.  Малюшкин,        

Е.Ю. Рогачева. – М.: Сфера, 2006.

3.   Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс /

А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера. 2006.

  4. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 кл.»: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2004.

5. Савченкова Г.Ф. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова    

и др. «Русский язык. 6 класс»/Г.Ф. Савченкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

6.  Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 6 кл. Русский    

 зык. Основная школа. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: «Интеллект-Центр», 2007.

 

 

Литература для обучающихся 7 класса

1.      Богданов Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г.А.Богданова. – М.: Просвещение, 2005.

2.      Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б.Малюшин, Л. Н. Инциклопедия. – М.: Сфера, 2006.

3.      Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии / С.Ю. Михайлова.- М.: Просвещение, 2005.

4.      Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А.А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.

5.      Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях / Л.А. Поникарова – М.: Просвещение, 2004.

6.      Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. – М.: Ителлект-Центр, 2006.

7.      Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение,2006.

 

Литература для обучающихся 8 класса

 

     1.  Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку: 8 класс / А.Б.  Малюшкин,         

          Е.Ю. Рогачева. – М.: Сфера, 2006.

     3.   Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 8 класс /

          А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера. 2006.

    4.  Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 8 кл. Русский    

      язык.  /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.                                                                                                                  

 

Литература для обучающихся 9 класса

 

1.       Горашова Н.Г. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учреждений»/ Н.Г. Горашова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. (Серия «Учебно – методический комплект»).

2.  Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку: 9 класс / А.Б.  Малюшкин,        

Е.Ю. Рогачева. – М.: Сфера, 2006.

3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс /

А.Б. Малюшкин. – М.: Сфера. 2006.

4.  Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 9 кл. Русский    

язык.  /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.                                                                                                                  

  

Литература для учителя

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы . Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.  Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2006.

 

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2008.

 

Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 5 классе / Т.А. Ладыженская. М.Г. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комисарова.-.:Просвещение, 2006.

 

Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т.А. Ладыженская. М.Г. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комисарова.-.:Просвещение, 2006.

Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов.: Просвещение, 2009.

 

Обучение русскому языку в 9 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 9 кл. ОУ/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, И. А. Шевцова. – М.: Просвещение, 2010.

 

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс»/Т.В. Раман. – М.: Экзамен, 2007. (Серия «Учебно – методический комплект»)

 

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 6-й кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 6 класс»/Т.В. Раман. – М.: Экзамен, 2006. (Серия «Учебно – методический комплект»)

 

Горашова Н.Г. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класса: к учебнику М.Т. баранова и др. «Русский язык: 7 класс». – М.: Экзамен, 2009. (Серия «Учебно – методический комплект»)

 

 Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 9 класс» / О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 253 с. (Серия «Учебно – методический комплект»)

 

Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

 

 

 

Последнее обновление ( 10.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «