Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 6
Рабочая программа
учебного предмета «Информатика и ИКТ»
8 – 9 классы
Составитель: Чеховская И.И., учитель информатики и ИКТ
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка……………………………………………………………………...4–5
Содержание учебного материала (основные блоки, модули)…………………………6 – 7
Учебно-тематическое планирование……………………………………………………8 – 9
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..10 – 11
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение………… 12 - 13
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе…………. 14 – 15
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе
· Федерального компонента государственного стандарта по информатике и ИКТ (сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 г.)
· Примерной программы по информатике и ИКТ (сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 г.)
· Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772)
Курс рекомендован учащимся 8 – 9 общеобразовательных классов. Уровень усвоения базовый. Срок реализации программы 2 года.
Место курса в обучении:
предмет
|
компонент
|
общее количество выделенных часов
|
количество часов в неделю
|
8 класс
|
9 класс
|
Информатика и ИКТ
|
федеральный
|
105
|
1
|
2
|
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 102 часа, а не 105 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 3 часа из резерва времени.
Программой предусмотрено проведение:
· контрольных работ - 9;
· практических работ (10-15 мин) - 55;
· работ практикума - 10.
Цели
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
· овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
· воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
· выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
§ систематизировать подходы к изучению предмета;
§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
§ научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
§ показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
§ сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной организации учебного процесса.
Содержание учебного материала
раздел
|
элементы
содержания
|
количество часов по Примерной программе
|
количество часов по Рабочей программе
|
обоснование изменения количества часов
|
Информация и информационные процессы
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
4 часа, в т.ч. 1 практическая работа
|
4 часа, в т.ч. 1 практическая работа
|
|
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
4 часа, в т.ч. 3 практических работы
|
5 часов, в т.ч. 3 практических работы
|
Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода
|
Обработка текстовой информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
14 часов, в т.ч. 9 практических работ и 1 практикум
|
14 часов, в т.ч. 9 практических работ и 1 практикум
|
|
Обработка графической информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
4 часа, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум
|
4 часа, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум
|
|
Мультимедийные технологии
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
8 часов, в т.ч. 5 практических работ и 2 практикума
|
8 часов, в т.ч. 5 практических работ и 2 практикума
|
|
Обработка числовой информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
6 часов, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум
|
7 часов, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум
|
Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода
|
Представление информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
6 часов, в т.ч. 4 практических работы
|
8 часов, в т.ч. 4 практических работы
|
Увеличено на 2 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода
|
Алгоритмы и исполнители
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
19 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум
|
19 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум
|
|
Формализация и моделирование
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
8 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум
|
8 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум
|
|
Хранение информации
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
4 часов, в т.ч. 2 практических работы и 1 практикум
|
6 часов, в т.ч. 2 практических работы и 1 практикум
|
Увеличено на 2 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода
|
Коммуникационные технологии
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
12 часов, в т.ч. 8 практических работы и 1 практикум
|
12 часов, в т.ч. 8 практических работы и 1 практикум
|
|
Информационные технологии в обществе
|
соответствует примерной программе в полном объеме
|
4 часа, в т.ч. 3 практических работы и 1 практикум
|
7 часов, в т.ч. 3 практических работы и 1 практикум
|
Увеличено на 3 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода
|
Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
Формы контроля
|
Всего
|
Уроки
|
Практические работы
|
Практикумы
|
1. Информация и информационные процессы.
Тема 1. Введение (8 класс)
|
1
|
1
|
|
|
|
Тема 2. Человек и информация (8 класс)
|
3
|
3
|
1
|
|
Контрольный тест
|
2. Компьютер как универсальное устройство.
Тема 3. Первое знакомство с компьютером (8 класс)
|
5
|
5
|
3
|
|
Самостоятельная работа
|
3. Обработка текстовой информации.
Тема 4. Текстовая информация и компьютер (8 класс)
Тема 1 . Введение (9 класс)
|
13
1
|
9
1
|
9
|
4
|
Контрольный тест
|
4. Обработка графической информации.
Тема 5. Графическая информация и компьютер (8 класс).
|
4
|
3
|
4
|
1
|
Контрольный тест
|
5. Мультимедийные технологии.
Тема 6. Технология мультимедиа (8 класс)
|
8
|
3
|
5
|
5
|
Контрольный тест
|
6. Обработка числовой информации.
Тема 5. Табличные вычисления на компьютере (9 класс)
|
7
|
6
|
4
|
1
|
Самостоятельная работа
|
7. Представление информации
Тема 6. Представление информации (9 класс)
|
8
|
8
|
4
|
|
Контрольный тест
|
8. Алгоритмы и исполнители.
Тема 7. Управление и алгоритмы (9 класс).
Тема 8. Программное управление работой компьютера (9 класс)
|
19
7
12
|
17
7
10
|
6
4
2
|
2
2
|
Контрольный тест
|
9. Формализация и моделирование.
Тема 3. Информационное моделирование (9 класс)
|
8
|
6
|
6
|
2
|
Контрольный тест
|
10. Хранение информации.
Тема 4. Хранение и обработка информации в базах данных (9 класс)
|
6
|
4
|
2
|
2
|
Контрольный тест
|
11. Коммуникационные технологии.
Тема 2. Передача информации в компьютерных сетях.
|
12
|
9
|
8
|
3
|
Контрольный тест
|
12. Информационные технологии в обществе.
Тема 8. Информационные технологии в обществе (9 класс)
|
7
|
5
|
3
|
2
|
Самостоятельная работа
|
ИТОГО
|
102
|
80
|
55
|
22
|
12
|
Учебно-методическое обеспечение
• учебно-теоретические (учебники, учебные пособия)
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 8 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
· учебно-практические (сборники задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии)
Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л.,
• учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ)
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/da2996c6-e811-bc8b-08c1-820955bc5c58/?&class=50&subject=17
Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/052488a9-e5a6-2deb-c992-d2b21e1f724d/?&class=51&subject=37
Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/?
Контрольный тест «Коммуникационные технологии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbe8b50c-d091-4779-9c61-bdc8a87dd66b/9_10.swf.
Контрольный тест «Формализация и моделирование» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5b3744a-0dd2-4bd3-840f-a3d923a22653/9_12.swf.
Контрольный тест «Хранение информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a05cff-6f53-44fc-b052-1ff2f01a3394/9_14.swf.
Контрольный тест «Обработка числовой информации. Представление информации»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d0d00f-967c-4deb-8514-aae631192c04/9_16.swf.
Контрольный тест «Алгоритмы и исполнители» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c70d645-962b-42ab-910a-fecb149ee752/9_10.swf
Контрольный тест «Информационные технологии в обществе» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb0f187c-0c9c-4982-be69-362a887f5e21/9_12.swf
Контрольный тест «Информация и информационные процессы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6/9_8.swf
Контрольный тест «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1be3946-cdb8-4228-a397-fa06d5f03070/9_10.swf
Контрольный тест «Обработка текстовой информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65b8bcf3-3029-4995-9eed-35acf30c9bef/9_12.swf
Контрольный тест «Обработка графической информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71781773-1673-4f81-ab31-d9e22149a586/9_5.swf
Контрольный тест «Мультимедийные технологии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd2f78cf-abce-4e1a-bad7-1453a9fc2910/9_6.swf
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Аппаратные средства
- Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
- Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
- Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
- Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Звуковой редактор.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения
- Простой редактор Web-страниц
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
· единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
· программный принцип работы компьютера;
· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
· создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Уровень усвоения материала отслеживается с помощью тематических контрольных тестов.
|