Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Информатика и ИКТ
16.05.2024 г.
 
 
Информатика и ИКТ Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

Рабочая программа

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

 

8 – 9 классы

 

 

Составитель: Чеховская И.И., учитель информатики и ИКТ

 

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка……………………………………………………………………...4–5

Содержание учебного материала (основные блоки, модули)…………………………6 – 7

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………8 – 9

Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..10 – 11  

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение………… 12 - 13

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе…………. 14 – 15

Пояснительная записка

 Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе

·         Федерального компонента государственного стандарта по информатике и ИКТ (сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 г.)

·         Примерной  программы по информатике и ИКТ  (сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ/сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 г.)

·         Регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих программы общего образования (утвержден приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006 № 811 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки Мурманской области от 20.10.2010 № 1772)

           Курс рекомендован учащимся 8 – 9   общеобразовательных классов. Уровень усвоения базовый. Срок реализации программы 2 года.

    Место курса в обучении:

 

предмет

компонент

общее количество выделенных часов

количество часов в неделю

8 класс

9 класс

Информатика и ИКТ

федеральный

 

105

 

1

 

2

 

         В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 102 часа, а не 105 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 3 часа из резерва времени.   

Программой предусмотрено проведение:

·         контрольных работ - 9;

·         практических работ (10-15 мин) - 55;

·         работ практикума - 10.

 Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·                освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

·                овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·                воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

·                выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

      Основные задачи программы:

§  систематизировать подходы к изучению предмета;

§  сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

§  научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

§  показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

§  сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

           Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

          Особый акцент в программе сделан на использование классно-урочной организации учебного процесса.

 

Содержание учебного материала

 

раздел

элементы

содержания

количество часов по Примерной программе

количество часов по Рабочей программе

обоснование изменения количества часов

Информация и  информационные процессы

соответствует примерной программе в полном объеме

4 часа, в т.ч. 1 практическая работа

4 часа, в т.ч. 1 практическая работа

 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

соответствует примерной программе в полном объеме

4 часа, в т.ч. 3 практических работы

5 часов, в т.ч. 3 практических работы

Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода

Обработка текстовой информации

соответствует примерной программе в полном объеме

14 часов, в т.ч. 9 практических работ и 1 практикум

14 часов, в т.ч. 9 практических работ и 1 практикум

 

Обработка графической информации

соответствует примерной программе в полном объеме

4 часа, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум

4 часа, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум

 

 

Мультимедийные технологии

соответствует примерной программе в полном объеме

8 часов, в т.ч. 5 практических работ и 2 практикума

8 часов, в т.ч. 5 практических работ и 2 практикума

 

Обработка числовой информации

соответствует примерной программе в полном объеме

6 часов, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум

7 часов, в т.ч. 4 практических работы и 1 практикум

Увеличено на 1 час за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода

Представление информации

соответствует примерной программе в полном объеме

6 часов, в т.ч. 4 практических работы

8 часов, в т.ч. 4 практических работы

Увеличено на 2 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода

Алгоритмы и исполнители

соответствует примерной программе в полном объеме

19 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум

19 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум

 

Формализация и моделирование

соответствует примерной программе в полном объеме

8 часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум

8  часов, в т.ч. 6 практических работы и 1 практикум

 

Хранение информации

соответствует примерной программе в полном объеме

4 часов, в т.ч. 2 практических работы и 1 практикум

6  часов, в т.ч. 2 практических работы и 1 практикум

Увеличено на 2 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода

Коммуникационные технологии

соответствует примерной программе в полном объеме

12  часов, в т.ч. 8 практических работы и 1 практикум

12  часов, в т.ч. 8 практических работы и 1 практикум

 

 

Информационные технологии в обществе

соответствует примерной программе в полном объеме

4  часа, в т.ч. 3 практических работы и 1 практикум

7  часов, в т.ч. 3 практических работы и 1 практикум

Увеличено на 3 часа за счет часов резервного времени на реализацию авторского подхода

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Всего

Уроки

 

Практические работы

Практикумы

1. Информация и  информационные процессы.

Тема 1. Введение (8 класс)

 

 

 

1

1

     

Тема 2. Человек и информация (8 класс)

3

3

1

 

Контрольный тест

2. Компьютер как универсальное устройство.

Тема 3. Первое знакомство с компьютером (8 класс)

5

5

3

 

Самостоятельная работа

3. Обработка текстовой информации.

Тема 4. Текстовая информация и компьютер (8 класс)

Тема 1 . Введение  (9 класс)

 

 

 

13

 

1

 

 

 

9

 

1

 

 

 

9

 

 

 

 

4

Контрольный тест

4. Обработка графической информации.

Тема 5. Графическая информация и компьютер (8 класс).

4

3

4

1

Контрольный тест

5. Мультимедийные технологии.

Тема 6. Технология мультимедиа (8 класс)

8

3

5

5

Контрольный тест

6. Обработка числовой информации.

Тема 5. Табличные вычисления на компьютере (9 класс)

 

 

7

 

 

6

 

 

4

 

 

1

Самостоятельная работа

7. Представление информации

Тема 6. Представление информации (9 класс)

8

8

4

 

Контрольный тест

8. Алгоритмы и исполнители.

Тема 7. Управление и алгоритмы (9 класс).

Тема 8. Программное управление работой компьютера  (9 класс)

19

 

 

7

 

12

17

 

 

7

 

10

6

 

 

4

 

2

2

 

 

 

 

2

Контрольный тест

9. Формализация и моделирование.

Тема 3. Информационное моделирование (9 класс)

8

6

6

2

Контрольный тест

10. Хранение информации.

Тема 4. Хранение и обработка информации в базах данных (9 класс)

6

4

2

2

Контрольный тест

11. Коммуникационные технологии.

Тема 2. Передача информации в компьютерных сетях.

12

9

8

3

Контрольный тест

12. Информационные технологии в обществе.

Тема 8. Информационные технологии в обществе (9 класс)

7

5

3

2

Самостоятельная работа

ИТОГО

102

80

55

22

12

 

Учебно-методическое обеспечение

 

              учебно-теоретические (учебники, учебные пособия)

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   8 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

·                    учебно-практические (сборники задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии)

Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.

           Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., 

           Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/

              учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ)

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/da2996c6-e811-bc8b-08c1-820955bc5c58/?&class=50&subject=17

Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/052488a9-e5a6-2deb-c992-d2b21e1f724d/?&class=51&subject=37

Планирование к учебнику «Информатика-базовый курс», 8-9 классы, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/?

Контрольный тест «Коммуникационные технологии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbe8b50c-d091-4779-9c61-bdc8a87dd66b/9_10.swf.

Контрольный тест «Формализация и моделирование» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5b3744a-0dd2-4bd3-840f-a3d923a22653/9_12.swf.

Контрольный тест «Хранение информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3a05cff-6f53-44fc-b052-1ff2f01a3394/9_14.swf.

Контрольный тест «Обработка числовой информации. Представление информации»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d0d00f-967c-4deb-8514-aae631192c04/9_16.swf.

Контрольный тест «Алгоритмы и исполнители» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c70d645-962b-42ab-910a-fecb149ee752/9_10.swf

Контрольный тест «Информационные технологии в обществе» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eb0f187c-0c9c-4982-be69-362a887f5e21/9_12.swf

Контрольный тест «Информация и информационные процессы»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/72f71956-3cf7-4563-8a5f-7b0e3caef1a6/9_8.swf

Контрольный тест «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1be3946-cdb8-4228-a397-fa06d5f03070/9_10.swf

Контрольный тест «Обработка текстовой информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65b8bcf3-3029-4995-9eed-35acf30c9bef/9_12.swf

Контрольный тест «Обработка графической информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71781773-1673-4f81-ab31-d9e22149a586/9_5.swf

Контрольный тест «Мультимедийные технологии» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd2f78cf-abce-4e1a-bad7-1453a9fc2910/9_6.swf

 

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Аппаратные средства

 

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

 

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения
  • Простой редактор Web-страниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

·                основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·                программный принцип работы компьютера;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·                оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-    создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-    создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-    создавать записи в базе данных;

-    создавать презентации на основе шаблонов;

·                искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

·                проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·                организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·                передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Уровень усвоения материала отслеживается с помощью тематических контрольных тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «