Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow История
16.05.2024 г.
 
 
История Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «История»

5-9 класс

 

 

Разработчик: Захаров Михаил Леонидович,

учитель истории и обществознания

 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

                     Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. История. Примерные программы по истории. /  сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.-150, [10] с.

                     Региональный компонент программно-методические материалы. История. Примерные программы начального, общего и основного общего образования. Методическое пособие/Сост. Т.М. Оломская, Л.А. Коренева, Л.Т. Пантелеева, Р.М. Черных и др. – Мурманск, 2006. – 94с.

Программа предназначена для общеобразовательных учреждений , разработана для общеобразовательных 5-9 класов  МОУ г. Мурманска СОШ №6

 Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске, МОУ СОШ № 6 в 2010 году;

- методические письма «Об использовании результатов ЕГЭ 2010 года в преподавании истории в средней школе».

- методическое письмо «О преподавании истории в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на новый федеральный базисный учебный план 2004г. и региональный учебный план»

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Ø    Воспитание патриота Отечества и своего края на основе системы знаний по истории Кольского Севера, его культуры, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

Ø    Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

Ø    Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

Ø    Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

Ø    Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в многоконфессиональном обществе, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

 

 учащимися 5 класса

 

Учащиеся должны

знать/понимать:

·         даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

·         результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;

·         представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников;

·         даты, хронологические рамки, периоды наиболее значительных событий и процессов в истории края;

·         основные этапы ключевых событий Кольского Севера с древности по начало XXI – века;

·         основные историко-краеведческие понятия, термины;

·         места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории края;

·         важнейшие достижения культуры Кольского Севера.

 

Уметь:

·         сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

·         уметь дискутировать, анализировать  фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

·         показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

·         давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала  причины и следствия исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира;

·         читать историческую карту Кольского края с опорой на легенду;

·         излагать оценки важнейших событий и личностей в истории Кольского Севера.

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и в повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

осознание себя как представителя  исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;

об историческом пути и традициях в истории края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 учащимися 7 класса

 

Учащиеся должны:

знать/понимать

Ø    Основные этапы и ключевые события истории России, Кольского Севера с XIX по нач. XX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

Ø    Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в этот период истории человечества; изученные виды исторических источников;

Ø    Важнейшие достижения культуры Кольского Севера;

Ø    Основные историко-краеведческие понятия и термины.

 

уметь

Ø    Соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;

Ø    Соотносить даты событий всеобщей истории и отечественной с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Ø    Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий;

Ø    Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Ø    Соотносить общее исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Ø    Объяснять свои отношения к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Ø    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Ø    высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

Ø    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Ø    использование знаний об историческом пути и традициях народов России, края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 учащимися 8 класса

 

Учащиеся должны:

знать/понимать

Ø    Основные этапы и ключевые события истории России, Кольского Севера с XIX по нач. XX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

Ø    Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в этот период истории человечества; изученные виды исторических источников;

Ø    Важнейшие достижения культуры Кольского Севера;

Ø    Основные историко-краеведческие понятия и термины.

 

уметь

Ø    Соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;

Ø    Соотносить даты событий всеобщей истории и отечественной с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Ø    Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий;

Ø    Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Ø    Соотносить общее исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Ø    Объяснять свои отношения к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Ø    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Ø    высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

Ø    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Ø    использование знаний об историческом пути и традициях народов России, края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 учащимися 9 класса

 

Учащиеся должны:

знать/понимать

Ø    Основные этапы и ключевые события истории России, Кольского Севера с XIX по нач. XX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

Ø    Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в этот период истории человечества; изученные виды исторических источников;

Ø    Важнейшие достижения культуры Кольского Севера;

Ø    Основные историко-краеведческие понятия и термины.

 

уметь

Ø    Соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;

Ø    Соотносить даты событий всеобщей истории и отечественной с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Ø    Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места исторических событий;

Ø    Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Ø    Соотносить общее исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Ø    Объяснять свои отношения к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

Ø    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ø    понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Ø    высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

Ø    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

Ø    использование знаний об историческом пути и традициях народов России, края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Особенности организации учебного процесса

 

Ø    Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения ( нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно – ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельных уроках в конце курса.

Ø    В организации УВП используется СОТ (проблемное обучение, учебное исследование, проблемно – поисковые технологии и др.)

Ø    В соответствии с примерной программой по истории (Сборник нормативных документов.. М.: Дрофа, 2007) курс истории 7 класса начинается с раздела «Российское государство в XVI в» и «Русская культура XVI в».  Данные темы отсутствуют в учебнике: Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.- 240с. В связи с этим, данные темы предполагается изучать по  учебнику для  6 класса.

Ø    РК реализуется путем вкрапления в уроки отечественной истории.

Ø    Программа рассчитана на 350 часов, по 2 часа в неделю в 5-8 кл.

Ø    В связи с переходом на новый базисный учебный план  в  9 кл. -  3 часа в неделю.

 

Содержание программы

 

 

классы

Объем учебного времени (федеральный компонент) ч

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

 

 

Что изучает история – не менее 10 ч

 

5

68

-

История Древнего мира 68 ч

-

6

68

История России ( с древности до XVв ) не менее 30 ч

История Средних веков не менее 38 ч

17

7

68

История России 41 ч

История Нового времени-27 ч

-

8

68

История России – 40ч

История Нового времени –28 ч

-

9

68

Новейшая и современная история России – 44 ч.

Новейшая и современная история –24 ч. В 9 классе из регионального компонента дополнительно вводится 1 час истории (всего в год 34 ч)

-

 


История России

 

7 класс

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

 В т. ч. региональный

Компонент

Контроль знаний

Т-1 История России в XVI в.

4

1

Контрольная работа

Т-2 Россия на рубеже XVIXVII вв.

4

-

Контрольная работа

Т-3 Россия в XVII вв.

9

3

тестирование

Т – 4 Россия при Петре I

9

1

тестирование

Т - 5. Россия в 1725-1762 гг.

4

-

тестирование

Т - 6 Россия в 1762-1801 гг.

11

2

тестирование

 

Всего:

41

7

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI - КОНЦЕ XVIII в. (41 ч)

 

Российское государство в XVI в.

Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50—60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавия. Сословно-представительная монархия.

 

Русская культура XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

 

Россия на рубеже XVI—XVII вв.

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б. Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванцы. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

 

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Земский собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление экономики страны и становление органов власти. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

 

Россия во второй половине XVII в.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму Соборное уложе­ние 1649г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская Сечь. Освободительная война 1648—1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Лево­бережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

 

Русская культура XVII в.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

 

Преобразования Петра Великого (конец XVII — первая четверть XVIII в.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигаиких наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

 

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть - середина XVIII в.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифесте вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

 

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая Французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

 

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М. В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра Ф Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусствах. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

 

Региональный компонент Кольский край в Новое время (XVI – начале XVIIIвв.) (8 часов)

Общественная и экономическая жизнь Кольского края в XVI в. Христианизация саамов на Кольском Севере, ее значение. Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. Роль монастырей в жизни края. Возникновение Колы как административного, военного, промыслового и торгового центра. Воевода А.И.Палицын. Деятельность Строгановых на Мурмане. Международная торговля.

Экономическая жизнь населения края в XVII вв. Развитие промыслов. Возникновение продуктивного оленеводства . Ремесло . Судостроение .

Особенности становления и развития феодальных отношений на Кольском Севере в XVIXVII вв. Положение различных слоёв населения . Борьба жителей края против усиления податного гнёта. Защита Заполярья от иностранных захватчиков в XVI – XVII вв. Культура и быт населения края в XVI – XVII вв.

Кольский Север в период петровских преобразований. Кризис монастырских хозяйств. Создание Кольского китоловства. Развитие края во второй половине XVIII века. Особенности становления капиталистических отношений . Влияние реформ Екатерины II на развитие Кольского Севера. Массовая ссылка в Колу.

 

8 класс

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

В т. ч. региональный

Компонент (9)

Контроль знаний

Т-1 Социально-экономическое развитие в первой половине XIX века

1

-

-

Т-2 Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX века

7

-

тест

Т-3 Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века

5

1

тест

Т – 4 Русская культура первой половины XIX века .

3

1

Сам.раб.

Т - 5 Великие реформы 60 – 70-х г.г. XIXв.

6

2

тест

Т - 6 Россия в конце XIXв.

7

1

тест

Т-7 Россия на рубеже XX века .

8

3

тест

Т-8 Российская культура на рубеже XIX- XX вв.

3

1

К/раб

Всего:

40

9

 

 

 

История России (40ч.)

(XIX- начало  XXвека.)

 

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.(1ч.)

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

 

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIXв.(7ч.)

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение министерства. Создание Государственного совета. М.М. Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско- французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная войнА 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии . Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825г. Восстание Черниговского полка.

 

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIXв.(5ч.)

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х.Бенкендорф. Кодификация законов. «Монифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831гг. общественная мысль и общественные движения второй четверти XIXв. Н.М.Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820 – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. русский утопический социализм. Петрашевцы. Внешняя политика второй четверти XIXв. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революция в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

 

Русская культура первой половины XIXв.(3ч.)

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И. Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

 

Великие реформы 60-70-х гг. XIXв.(6ч.)

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положения 19 февраля 1861г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIXв. в истории России.

Общественное движение 50-60-х гг. XIXв. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И.Герцен и Н.И.Огорев. вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».  Революционные организации и кружки середины 60 начала 70-х гг. XIXв. идеология народничества. М.А.Бакунин. П.Л.Лавров. П.Н.Ткачев.

 

Россия в конце XIXв(7ч.)

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в с/х. остатки крепостничества и общинного быта. Аграрный кризис 80-90-х гг. XIXв. кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIXв.  политика лавирования.  М.Т.Лорис – Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области посвящения. Национальная политика самодержавия в конце XIXв.  общественное движение 70-90-х гг. XIXв. Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал « Современник». Земское движение. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В.Плеханов. «Освобождение труда». П.Б.Струве и «легальный марксизм». В.И.Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Внешняя политика во второй половине XIXв. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М.Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878гг. « Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

 

Россия в начале XXв(8ч.)

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX - XXвв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю.Витте. обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905гг., ее влияние на российское общество.

Революции 1905-1907гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстание в армии и на флоте. Всероссийская стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест в 1905г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное  движение. Тактика революционных партий в  условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.  Россия в системе военно-политических союзов начала XXв. Международный кризис 1914г. И вступление России в Первую мировую войну. Основные зтапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914- 1917гг. нарастание социально- экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

 

Российская культура на рубеже XIX- XX вв(3ч.)

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы .Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученых. Д. И. Менделеев. И. М. Сеченов. И. И. Мечников. И.П. Павлов. С. М. Соловьев. Серебряный век русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм- ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия .К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX - XXвв.

 

Региональный компонент Кольский край в конце нового и начале Новейшего времени ( XIX – начале XXвв.) (9ч)

Кольский север в XIXв. Установление российско-норвежской границы. Социально-экономическое положение края в первой половине XIXв. Кольский край в эпоху либеральных реформ 60-70-х гг. XIXв. Особенности модернизации. Колонизация Мурманского берега и ее последствия. Общественная жизнь в пореформенный период. Основание города Александровска. Участие жителей края во внешнеполитических событиях России в XIX- начале XXв.

Культура и быт населения в XIX - начале XXвв.  Научное изучение Кольского Севера. Особенности экономики. Основные события общественной жизни края в годы Первой российской революции. Влияние Первой мировой войны на социально-экономическую и политическую жизнь Кольского Севера. Строительство Мурманской железной дороги, сооружение порта. Основание города Романов-на- Мурмане. Создание флотилии Северного Ледовитого океана.

 


Всеобщая история

 

5 класс

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

В т. ч. национально-региональный компонент Тематическое планирование

 

К/ р, с/р, пр/р.

1

Что изучает история

10

 

Пр.р.

2

Всеобщая история. История древнего мира

1

 

Основные периоды в истории Кольского Севера (1ч.)

 

3

Р-1: Первобытное общество

 

7

Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. (1 ч.)

Викторина: Что? Где? Когда?

4

Р-2:Древний Восток

14

 

К/работа

5

Р-3: Древняя Греция и эллинистический мир

 

18

 

Викторина: «Угадай героя»

6

Р-4: Древний Рим

18

 

К/работа

 

Всего:

68

2

 

 

 

Что изучает история (10 ч.)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н. э»и «н.э.»)Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеология. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия- свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Символика Мурманской области. Россия – многонациональное государство.

 

Всеобщая история

История древнего мира (58 ч)

Понятие «первобытность» и »Древний мир». Хронологические рамки древней истории.(1ч.)

Первобытное общество (7ч.)

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

 

Древний Восток(14ч.)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараоны, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно- философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

 

Древняя Греция и эллинистический мир(18ч.)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Древнейшие государства ( Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». Полис- город- государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко- персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

 

Древний Рим (18ч.)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстание рабов. Спартак . Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управления. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства . Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империей. Разделение Римской империи на  Западную  и  Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, »золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


7 класс

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Контроль знаний

Т-1 Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация

13

тест

Т-2 Первые буржуазные революции. Международные отношения

4

Контр. работа

Т-3 Страны Европы и Азии в Эпоху Просвещения.

10

тест

Всего:

27

 

 

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (27 ч)

 

Понятие «Новая история». Хронологические рамки Новой истории.

 

Великие географические открытия и их последствия

Путешествия В. да Гамы, X. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Света. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

 

Эпоха Возрождения

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.

Начало процесса модернизации в Европе в XVI—XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие то­варного производства. Торговые компании.

 

Реформация. Утверждение абсолютизма

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.

Европейские государства в XVI—XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.

Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

 

Первые буржуазные революции

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.

Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

 

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж, Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII—XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.

Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.

Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон, Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.

Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж. П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.

Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизован­ного государства в Японии. И. Токугава.

 

8 класс

 

 

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Контроль знаний

Т-1 Европа и Северная Америка в XIX-нач.XX века

18

тест

Т-2 Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX-нач. XX века

5

тест

Т-3 Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

2

Сам. раб.

Т-4 Развитие культуры в XIX-нач. XX века века

2

 

Повторительно-обобщающий урок

1

Конт.работа

Всего:

28

 

 

История Нового времени (XIX-началоXXв. ) (28ч.)

Европа и Северная Америка в XIX-начале XXв (18ч.)

Империя Наполеона 1 во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс. Священный союз. «Восточный вопрос в политике европейских государств в XIXв.

Переход от традиционного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии.

Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIXв. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К.Каур.Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О.Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIXв.

Север и Юг США: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865гг. А.Линкольн. реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К.Маркс. Ф.Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX - начале XXв. Д.Ллойд Джорж. Т.Рузвельт. В.Вильсон. Ж.Клемансо. завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX - начале XXв. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих  странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

 

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX-начале XXв(5ч.)

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С.Болевар. Х.Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке. Империализм – идеология и политика. Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже  XIX- XXвв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

 

Европа и мир накануне и годы Первой мировой войны(2ч.)

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Компания 1914-1918гг., важнейшие сражения. Вступления в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

 

Развитие культуры в  XIX-начале XXв (2ч.)

Возникновение научной картины мира в XIXв. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-XXвв. Демократизация образования. Изменение в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре в XIX-начала XXв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже в XIX- XXв. Декаданс.

 

Новейшая и современная история 9 кл

 

 

Учебно-тематический план

Новейшая

история

История

России

Региональный

компонент

Контроль

знаний

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны (2ч.)

Россия в начале XXв . (6ч.)

Кольский край с Древности по XIXв.(9ч.) Кольский  Север в начале XX в.(2ч.)

тест

 

Россия в годы революции и гражданской войны.

(7 ч.)

Мурманский край в 1917-1920 гг.(4 ч.)

Сам. р.

Мир в 1920- 1930-е годы (7ч.)

СССР в 20-е годы(5ч.)

Мурманский край в 20- 30-е годы (5ч.)

К/работа за 1-е полугодие

 

СССР в 30-е годы(4ч.)

 

 

Вторая мировая война 1939- 1945гг.(1ч)

Великая Отечественная война 1941-1945гг.(6ч.)

Мурманская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны (5ч.)

Сам/р.

Мировое развитие во второй половине XX века (12ч.)

СССР в послевоенный период 1945-1953гг.(6ч.)

 

тест

 

СССР в 60-х-80-х гг.(3ч)

Мурманская область во второй половине xx века (6ч.)

тест

 

Советское общество в1985-1991гг.(3ч.)

 

тест

Мир на рубеже XX- XXI веков. Культурное наследие XX века (2ч.)

РФ на рубеже XX-XXI веков(4ч.)

Мурманская область на рубеже XX- XXI веков (3ч.)

 

К/работа за 2-е полугодие

Всего:                     24

44

34

 

 

В соответствии с примерной программой по истории (Сборник нормативных документов. «Дрофа, М. 2007) курс истории 9 класса начинается с раздела «мир в 20-30-е гг». В соответствии с учебниками в 8 классе учебный материал завершается рубежом XIX-XX вв, поэтому изучение материала новейшая современная история изучается с началом XX в. (Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009; Данилов А. А. История России, XX- начало XXI века : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008).

 

Новейшая и современная история ( 24 ч. )

 

Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны

 

Начало борьбы за передел мира . Возникновение военно-политических блоков . Антанта и Центральные державы . Балканские войны . Первая мировая война , причины , участники . Кампании 1914-1918 гг ., важнейшие сражения . Вступление в войну США . Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны .

Понятие «Новейшая и современная история»

 

Мир в 1920 – 1930-е гг.

 

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система . Лига Наций.

Революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России . Революция 1918 – 1919 гг. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

« Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. « Новый курс» в США. Ф.Д.Рузвельт .Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б.Муссолини . Национал – социализм. А ,Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920 – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны . Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе . Революция 1920-х гг. в Китае . Сунь Ятсен . Движение народов Индии против колониализма . М ,Ганди . Милитаризация общества Японии .

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение . А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

 

Вторая мировая война

 

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и « странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах и в Северной Африке . Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане . Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И, В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях . Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне . Открытие второго фронта в Европе . Капитуляция Итал. Разгром Германии и Японии . Вклад СССР в победу над нацизмом . Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система . Создание ООН .

 

Мировое развитие во второй половине XX в .

 

«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины её срыва.

« План Маршала» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно– техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр . Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг. Распад Югославии .

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф . Кастро. Э . Че Гевара . Чилийская модель развития .

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке . Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине XX в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

 

Мир на рубеже XXXXI вв .

 

Завершение «холодной войны» и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и её противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение .

 

Культурное наследие XX в .

 

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Энштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и  церковь в современном обществе . Иоанн Павел II . Экуменизм.

Основное течение в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

Новейшая и современная история России ( 44 ч. )

 

Россия в начале XX в.

 

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIXXX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю.Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной  модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. « Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии , их программы. Русско- японская война 1904—1905 гг., её влияние на российское общество.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооружённое восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Политическая прграмма П.А.Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъём 1910-х гг.

Россия в системе военно-политических союзов начала XX в. Международный кризис 1914 г. И вступление Россиив Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

 

Россия в годы революции и Гражданской войны.

 

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А. Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л, Г, Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности .

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия . Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально – экономическая политика советского государства.

Гражданская война и иностранная интервенция : причины , основные этапы. Политика « военного коммунизма». Создание Красной Армии. С.С.Каменев. М.В.Фрунзе. С.М.Будённый. Белое движение. А.В.Колчак. А.И.Деникин. П.Н.Врангель. «Белый» и « красный» террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Н.И.Махно. Война с Польшей. Итоги Гражданской войны.

 

СССР в 1920-е гг.

 

Социально-экономический и политический кризис 1020-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Переход к политике нэпа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики . Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия нэпа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма . И.В.Сталин. Л.Д.Троцкий. Г.Е.Зиновьев. Н.И.Бухарин. Свёртывание нэпа.

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Многообразие культурной жизни в 1020-х гг.

 

СССР в 1930-е гг.

 

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе . Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939—1941 гг. Расширение территории СССР.

Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

 

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

 

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Нападение Германии и её союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана « молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М.Василевский. И.С.Конев. К.К.Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности . Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференция в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

 

Советский Союз в послевоенный период. 1945--1953 гг.

 

Послевоенное восстановление хозяйства. Образование « социалистического лагеря» . Создание СЭВ. « Холодная война» . Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода « холодной войны» .

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

 

СССР в 1953—1964 гг.

 

Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Г.М.Маленков. Л.П.Берия. Н.С.Хрущёв. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-1950-х гг. « Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение « культа личности» И.В.Сталина. Принятие новой программы КПСС и « курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. И его международные последствия.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В.Курчатов. С.П.Королёв. Ю.А.Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы , театр , киноискусство и их роль в общественной жизни.

 

СССР в 1960-х – начале 1980-х гг.

 

Замедление темпов экономического развития и эффективность общественного производства. Отстранение Н.С.Хрущёва от власти. Л.И.Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. « Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно- технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция « Развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения её эффективности. Ю.В.Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д.Сахаров. А.И.Солженицын.

Советское руководство и « пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины её срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Развитие советского образования , науки и техники , культуры и спорта.

 

Советское общество в 1985—1991 гг.

 

Переход к политике перестройки. М.С.Горбачёв. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение должности Президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «Холодной войны».

 

Российская Федерация на рубеже XX—XXI вв.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно – политическую жизнь страны.

В.В.Путин. Курс на укрепление государственности , экономический подъём и социальную стабильность.

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже XX—XXI вв. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Культурная жизнь современной России ..Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодёжной культуры.

 

История Кольского Севера

с древнейших времён по начало XXI века (34 ч.)

 

Введение (1ч.)

 

Что изучает история Кольского края, цели и задачи курса . История Кольского Севера – часть истории России и мира. Источники знаний о прошлом . Основные периоды в истории Кольского Севера.

 

РазделI. Кольский край в древности (1 час)

 

Появление человека на Кольском полуострове. Происхождение саамов. Влияние географического положения и природных условий Севера на занятия и образ жизни людей. Стоянки первобытных людей на полуострове Рыбачьем. Оленеостровцы. Первобытные верования и искусство: Сейды и лабиринты (вавилоны), петроглифы.

 

РазделII. Кольский край в Средние века (6 часов)

 

Приход русского населения в Беломорье. Возникновение русских поселений, промыслов. Взаимоотношения поморов с терской лопью (саамами). Лапландия в составе Новгородской республики и Московского княжества.

Общественная и экономическая жизнь Кольского края в XVI в. Христианизация саамов на Кольском Севере, ее значение. Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. Роль монастырей в жизни края. Возникновение Колы как административного, военного, промыслового и торгового центра. Воевода А.И.Палицын. Деятельность Строгановых на Мурмане. Международная торговля.

Экономическая жизнь населения края в XVII вв. Развитие промыслов . Возникновение продуктивного оленеводства . Ремесло . Судостроение .

Особенности становления и развития феодальных отношений на Кольском Севере в XVIXVII вв. Положение различных слоёв населения . Борьба жителей края против усиления податного гнёта .

Защита Заполярья от иностранных захватчиков в XVI – XVII вв.

Культура и быт населения края в XVI – XVII вв.

 

Раздел III. Кольский край в Новое время (8 часов)

 

Кольский Север в период петровских преобразований. Кризис монастырских хозяйств. Создание Кольского китоловства. Развитие края во второй половине XVIII века. Особенности становления капиталистических отношений . Влияние реформ Екатерины II на развитие Кольского Севера. Массовая ссылка в Колу. Кольский Север в XIX веке. Установление российско-норвежской границы. Социально-экономическое положение края в первой половине XIX века. Кольский край в эпоху либеральных реформ 60-70-х гг. XIX в., особенности модернизации. Колонизация Мурманского берега и её последствия. Общественная жизнь в пореформенный период. Основание города Александровска . Участие жителей края во внешнеполитических событиях России в XIX в. Культура и быт населения в XVIII-XIX вв. Научное изучение Кольского Севера.

Повторительно-обобщающий урок: Основные вехи в истории Кольского края: традиционное общество и процессы модернизации.

 

Раздел IV. Кольский край в Новейшее время (18 часов)

 

Тема 1 . Кольский Север в начале XX века (1 час)

 

Особенности экономики: рыбной и зверобойный промыслы, промышленность, продуктивное оленеводство. Основные события общественной жизни края в годы Первой российской революции. Влияние Первой российской революции. Влияние Первой мировой войны на социально-экономическую и политическую жизнь Кольского Севера. Строительство Мурманской железной дороги. сооружение порта. Основание города Романов-на-Мурмане. Создание флотилии Северного Ледовитого океана.

 

Тема 2 . Мурманский край в 1917-1920 годы (2 часа)

 

Основные события 1917 года на Мурмане. Особенности установления советской власти. Гражданская война и интервенция. Политика Советского правительства по развитию Мурманского края.

 

Тема 3 . Мурманский край в 20-30-е годы (3 часа)

 

Мурманская губерния в годы НЭПа. Мурман в плане ГОЭЛРО. Особенности ускоренной модернизации в крае. Стройки первых пятилеток на Мурмане . Развитие науки. Начало освоения Арктики. Создание Северного военно-морского флота, его рост и укрепление. Репрессии 1930-х годов. Спецпереселенцы в крае. Административно - территориальные изменения. Создание Мурманской области.

 

Тема 4. Мурманская область в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны (4 часа)

 

Стратегическое положение и территориальные изменения Мурманской области накануне Великой Отечественной войны. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны в Заполярье. Мобилизация всех сил на отпор врагу. Северные конвои. Массовый героизм в тылу и на фронте. Итоги Великой Отечественной войны в Заполярье. Награды Родины.

 

Тема 5 . Мурманская область во второй половине XX века (4 часа)

 

Послевоенное восстановление хозяйства. Социально-экономическое развитие края в середине 50-х-80-е годы: основные достижения и трудности. Жилищное и культурно-бытовое строительство. Атомный флот. Мурманская область на этапе перестройки. Переход к рыночной экономике и его последствия. Основные события общественной и культурной жизни области.

 

Тема 6. Мурманская область на рубеже XX-XXI веков (3 часа)

 

Становление и перспективы развития Мурманской области как субъекта Российской Федерации. Перспективы развития. Мурманская область в системе международных отношений Российской Федерации. Повторительно-обобщающий урок: важнейшие этапы и особенности развития Мурманской области в XX – начале XXI столетия : индустриальное общество и процессы модернизации.

Контроль уровня обученности

 

Ø    Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных работ (тестов ) и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации).

Ø    В тестах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

 

Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы:

 

5 класс

Литература для  учащихся

·         Вигасин А. А. История Древнего мира : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – 11-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 287 с.

·         Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс в 2 ч. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,2004.

·         Гузик М.А. В поисках золотого руна: Мировая худож. культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. - М.: Просвещение,1994.

·         Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.

 

Литература для учителя

·         Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М.,1998.

·         Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5кл.: Пособие для учителя /Г.И. Годер -  М.: Просвещение,2003.

·         Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира  /Ю.С. Крушкол.- М., 1987.

·         Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу: «Государственная символика. Гимн. Герб. Флаг» М. Вака, 2005.

·         Смирнов Г.С. Задачник по истории древнего мира/ Г.С.Смирнов.- М.: Просвещение, 1998.

·         Уланова Л.С. Введение в историю: Вспомогательные исторические дисциплины: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

7 класс

Литература для учащихся

·         Данилов А. А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 9-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 240 с.

·         Юдовская А. Я. Новая история, 1500-1800: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. – 11- е изд. - М. : Просвещение, 2006. – 288 с.

·         Данилов А.А. История России конец XVI-XVIII век.: 7 класс. Рабочая тетрадь -М.: Просвещение,2010.

·         Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 7 класс. Рабочая тетрадь. Комплект из 2 частей. М.: Просвещение, 2011.

·         Терешкина И. Т. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс» 2010 - 80 С.

·         Ушаков И. Ф История Кольского Севера: С древнейших времен до 1917 года. Учеб. пособие для уч-ся 7-9 классов школ Мурм. обл. Мурманск: кн. изд-во. 1992 – 144 с.

 

Для учителя

·         Волкова К. В. Тесты и задания по истории России XVI-XVIII веков. К учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс» // К. В. Волкова – М.: АСТ, 2010 – 158 с.

·         Волкова К.В. Давыдова О. В. Тематическое и поурочное планирование по Новой истории 1500-1800. 7 класс. К учебнику А.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной «Новая история. 1500-1800. 7 класс.- М.: Экзамен, 2006.- 192 с.

·           Репин А. В. История России. 7 класс. Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

·           Репин А. В. Новая история. 7 класс. Дидактические материалы. – Саратов: Лицей, 2007. – 67 с.

·         Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России. 7 кл.: К учебнику А.А. Данилова, А.Г. Косулиной. «История России конец XVI-XVIII век» – М.: Экзамен, 2006 – 318 с.

·         Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII веков: К учебнику А.А. Данилова, А.Г. Косулиной. «История России конец XVI-XVIII век. 7 класс» / В. В. Шаповал. – 2-е изд. М.: Экзамен, 2008 – 189 с.

·         Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Тесты и тренировочные задания по истории Нового времени. К учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкина «Новая история, 1500-1800. 7 класс» - М.: Экзамен, 2011.- 192 с.

 

8 класс 

Литература для учащихся

·           Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.- 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009.- 287с.

·           Юдовская А. Я. Всеобщая история. История нового времени, 1800-1913: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 12- е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 270 с.

·           Данилов А.А. История России, XIX век.: 8 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. Пособие для учащихся общеобр. учреждений. - М.: Просвещение,2008.

·           Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по Новой истории. 1800-1913. 8 кл. в 2 ч. М.: Просвещение, 2003.

·           Терешкина И. Т. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс» 2010 - 80 С.

·           Ушаков И. Ф История Кольского Севера: С древнейших времен до 1917 года. Учеб. пособие для уч-ся 7-9 классов школ Мурм. обл. Мурманск: кн. изд-во. 1992 – 144 с.

 

Для учителя

·      Волкова К. В.Тематическое и поурочное планирование по Новой истории. 1800- 1913: 8 класс. : к учебнику А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1800- 1913. 8 класс / К. В. Волкова. - М.: Экзамен, 2006.- 192с.

·      Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век» / А.А. Данилов, А.Г.Косулина. –М.: Просвещение, 2008.

·      Короткова М.В. История России XIX.: дидактические материалы / М. В. Короткова.- М.: Дрофа, 2002.

 

 

 

9 класс

Литература для учащихся

·                    Данилов А.А. История России, XX- начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. М.Ю. Брандт. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 383с.

·                    Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сорока-Цюпа. – 10-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 304 с.

·                    Киселев А.А., Киселева Т.А. История Мурманской области (1917-1992гг.) Учебное пособие.- Мурманск, 1995.-248с.: ил.

·                    Ушаков И.Ф. История Кольского Севера: С древнейших времен до 1917года: Учеб. пособие для учащихся 7-9 классов школ Мурм. обл.- Мурманск: Кн. изд-во, 1992-144с.

 

Дополнительная литература для учащихся

·         Данилов А.А.  История России  XX век - начало XXI в. 9 класс: рабочая тетрадь в 2-х ч. /А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2008;

·         Дранишников В.В. История родного края. Учебное пособие для учащихся 5 класса школ Мурманской области.: Мурманск 1993г.

·         Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику « Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века; 9 класс. – М.: Просвещение, 2007.

·         Терешкина И. Т. Всемирная история в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс» 2010 - 80 С.

·         Ушаков И. Ф История Кольского Севера: С древнейших времен до 1917 года. Учеб. пособие для уч-ся 7-9 классов школ Мурм. обл. Мурманск: кн. изд-во. 1992 – 144 с.

Для учителя

·         Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.: «Лист». – 1999. – 160 с.;

·         История России. XX век. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /авт.- сост. Н.И. Кочетов.- Волгоград: Учитель, 2007. – 184 с. ;

·         Киселев А.А. История Мурманской области. Учеб. пособие для старшеклассников шк., гимназий, лицеев Мурманской области / А.А. Киселев, Т. А. Киселева Мурманск: МОНМЦСО, 1995. – 247 с.

·         Киселев А.А. Война в Заполярье. Учебное пособие для старших классов общеобразов. школ, лицеев, гимназий / А.А. Киселев: Мурманск: МОНМЦСО, 1995. – 220 с.

·         Короткова М.В. История России XX в.: дидактические материалы / М.В. Короткова.- М.: Дрофа, 2002.

·         Новейшая история 9 кл. В 2-х частях: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко – Цюпа, А.О.Сорока-Цюпа «Новейшая история 9 класс» - М. : Просвещение, 2002 /сост. И.Н.Окороков. – Волгоград: Учитель- АСТ, 2003. – 112 с. ;

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «