Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Обществознание
16.05.2024 г.
 
 
Обществознание Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)»

7-9 класс

 

Разработчик: Захаров Михаил Леонидович,

учитель истории и обществознания

 

Мурманск

2011

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

·         Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию / сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. -111, [1]с

·         Региональный компонент. Программно-методические материалы. Обществознание. Примерные программы начального, общего и основного  общего образования. Методическое пособие / Сост. Т.М. Оломская, Л.А. Коренева, Л.Т. Пантелеева, Р.М. Черных и др. – Мурманск, 2006. – 94 с.

Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 7-9 классов МОУ г. Мурманска СОШ № 6.

Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске, МОУ СОШ № 6 в 2011 году;

- методическое письмо «О преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в связи с переходом на новый федеральный базисный учебный план 2004г. и региональный учебный план».

 

Цели и задачи учебной дисциплины

·                    развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 — 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

·                    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·                    освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний. необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

·                    овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

·                    формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-обшественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа рассчитана на 102 часа, 1 час в неделю в каждом классе.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

Учащиеся должны

знать/понимать

·         социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

·         сущность общества как формы совместной деятельности людей;

·         характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

·         содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

·         способы защиты прав ребенка в Мурманской области;

·         основные законы Мурманской области;

·         органы власти и самоуправления;

·         источники финансирования бюджета Мурманской области;

·         этнические общности региона.

 

уметь

·         описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;

·         оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

·         сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

·         решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

·         объяснять взаимосвязь общества и природы в регионе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

·         полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·         нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·         сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 

Особенности организации учебного процесса

·         Организация УВП должна соответствовать принципам развивающего обучения ( нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно – ориентированному и дифференцированному  подходом. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельных уроках в конце курса и путем вкрапления в содержание урока.

В организации УВП используется СОТ (проблемное обучение, учебное исследование, проблемно – поисковые технологии и др.)

 

 

 

Содержание программы

Учебно-тематический план (7 кл.)

 

Тема

Кол-во часов

В т. ч. Регион.

компонент

Контроль знаний

Человек

10 ч.

-

тест

Человек и закон.

6 ч.

-

контр. работа

Человек и экономика.

18 ч.

-

пр. работа

Всего

34 ч.

-

4

 

Учебно-тематический план (8 кл.)

 

Тема

Кол-во часов

В т. ч. Регион.

компонент

Контроль знаний

Общество

8

2

контр. раб.

Сфера духовной культуры

8

2

пр. раб.

Экономика

4

3

тест

Социальная сфера

14

2

пр. раб.

Всего:

34

9

4

 

Учебно-тематический план (9 кл.)

 

Тема

Кол-во часов

В т. ч. Регион.

компонент

Контроль знаний

Политическое и социальное управление.

14

3

конт. раб.

Права человека и гражданина

19

2

пр. раб.

Итоговое повторение.

1ч.

 

тест.

ВСЕГО:

34

5

3

 

 

Основы обществознания ( VII-IX классы – 102ч.)

 

Общество (8 ч.)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное , индустриальное , информационное общество.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

 

Человек (10 ч.)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрелые роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя . Пути познания . Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы её формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

 

Сфера духовной культуры (8 ч.)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и норма морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, её значение в жизни современного общества . Нравственные принципы труда учёного. Ответственность учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества . Свобода совести.

 

Экономика (22 ч.)

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности . Ограниченность ресурсов . Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен , торговля. Формы торговли Реклама Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы , влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан (наличная валюта , банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз .

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

 

Социальная сфера (14 ч.)

Социальная структура общества. Социальные группы и общность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в Российской Федерации.

 

Политика и социальное управление (10 ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально- государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма. 

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 

Право (22 ч.)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношение в области образования. Право на образование. Порядок приёма в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

(резерв учебного времени 8 ч.)

 

Региональный компонент (17 часов)

8 – 9 класс

 

1.    Общество на Кольском Севере. (2 ч)

Взаимосвязь общества и природы. Экологическая ситуация на Кольском полуострове. Природоохранная деятельность государства и общественных организаций.

 

2.    Экономика Мурманской области. (3 ч)

Специфика факторов производства на Кольском полуострове. Рынок труда в Мурманской области. Современное состояние экономической структуры Мурманской области. Бюджет Мурманской области.

Роль экономики региона в экономической системе России.

 

3.    Социальные группы и демографическая ситуация в крае. (2 ч)

Современная  социальная структура. Демографические процессы в Мурманской области. Национальный состав. Религиозные конфессии.

Уровень жизни в Мурманской области. Социальная защита северян.

 

4. Мурманская область – субъект Российской Федерации. (3 ч)

Устав Мурманской области. Символика Мурманской области.

Организация государственной власти Мурманской области. Правовые основы местного самоуправления в крае.

Общественно-политические организации и движения на территории Мурманской области. Формы участия населения Мурманской области в политической жизни края и страны.

 

5. Правовой статус жителя Мурманской области. (2 ч)

Федеральное и региональное законодательство о правах жителя региона. Правовая защита несовершеннолетних.

Закон Мурманской области об административных правонарушениях.

 

6. Духовная жизнь края. (2 ч)

Культура Мурманской области как часть российской и мировой культуры. Развитие образования и науки. Искусство. Культурные традиции этнических групп и проблемы их сохранения.

Контроль уровня обученности

·         Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных работ (тестов ) и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации).

·         В тестах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

 

Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы

 

7 класс

 

Литература для учителя

·                    Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание». Человек, право, экономика: 7 класс. – М. : Просвещение, 2010 – 111 с.

 

Литература для учащихся

·                     Обществознание : человек, право, экономика : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 3-е изд, дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 175 с.

·                     Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска / ком. по образованию адм. г. Мурманска; [под ред С. Н. Дащинского, Л. А. Коренева] – Мурманск: Пазори, 1998. - 208 с.

 

8 класс

Для учителя

·                     Кутырова О.В. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта: Поурочные разработки по обществознанию в основной школе. 8-9 классы. Методические рекомендации. – Мурманск: НИЦ « Пазори» , 2004- 56с.

·                     Репин А. В. Обществознание. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2008. - 64 с.

·                     Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.

 

Литература для учащихся

·                     Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

·                     Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска / ком. по образованию адм. г. Мурманска; [под ред С. Н. Дащинского, Л. А. Коренева] – Мурманск: Пазори, 1998. - 208 с.

 

9 класс

Для учителя

·                     Кутырова О. В. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта: Поурочные разработки по обществознанию в основной школе. 8-9 классы. Методические рекомендации. – Мурманск: НИЦ « Пазори» , 2004- 56с.

·                    Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.

 

 

Литература для учащихся

·                    Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева ; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.

·                    Мой Мурманск. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска / ком. по образованию адм. г. Мурманска; [под ред С. Н. Дащинского, Л. А. Коренева] – Мурманск: Пазори, 1998. - 208 с.

 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «