Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow География
16.05.2024 г.
 
 
География Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №6

Рабочая программа учебного предмета «география»

 

Параллель (класс) 6, 7

 

Разработчик: Коломиец Светлана Георгиевна, учитель географии

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка.

2. Организация содержания образования.

3. Содержание программы.

4. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

5. Контрольные материалы (итоговый контроль).

Пояснительная записка

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Регионализация содержания географического образования приведет к умению свободно ориентироваться в пределах города и Мурманской области, поможет познакомиться с природными, культурными и другими достопримечательностями края, а в конечном итоге, будет способствовать расширению культуры и кругозора выпускников школ, скорейшему включению школьников в поиск решения экологических, социальных и хозяйственных проблем Мурманской области, повышению культурологического потенциала и усилению практической направленности курса школьной географии.

Роль и место дисциплины.

Курс входит в число дисциплин, включенных в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации из расчета

  • в 6 классе – 1 час за счет ФБУП и 1 час за счет школьного компонента для реализации регионального компонента для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности;
  • в 7 классе – 2 часа за счет ФБУП.

Адресат

Курс рекомендован учащимся 6, 7 классов.

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. География. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

· основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

· географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

· географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

· специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

называть и (или) показывать

· размеры территории Мурманской области, границы, соседей, береговую линию;

· характерные формы рельефа Мурманской области;

· основные месторождения полезных ископаемых Мурманской области;

· климатообразующие факторы Мурманской области;

· основные виды природных ресурсов Мурманской области;

· внутренние воды Мурманской области, источники их питания, особенности;

· основные типы почв Мурманской области;

· наиболее характерные растения и животные своей местности;

· представителей животного и растительного мира Мурманской области, занесенных в Красную книгу МСОП;

· источники загрязнения природы, меры по ее охране;

· особо охраняемые природные территории Мурманской области;

· численность населения области и своего населенного пункта, соотношение городского и сельского населения;

· памятники природы на территории области и в своем населенном пункте

уметь

· выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

· описывать географическое положение Мурманской области и ее объектов (по картам); элементы ландшафта своей местности; погоду своей местности за сутки, месяц (по материалам собственных наблюдений), характер погоды в различное время года в своей местности;

· объяснять влияние географического положения Мурманской области на особенности природы, хозяйство и жизнь населения; причину образования полярного дня и полярной ночи, климатических особенностей северной и южной частей области; зависимость направления, длины и характера течения рек области от рельефа; Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность коренных жителей – саамов; влияние природных условий на организацию жизни, труда и отдыха, состояние здоровья населения;

· находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

· приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

· составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

· определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; по картам и глобусу географические координаты своего населенного пункта, высоту, на которой он находится, направления от него и расстояния до других объектов; горные породы своей местности; основные показатели климата; на местности наиболее очевидные особенности окружающих природных комплексов, взаимосвязи между их компонентами;

· применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

· прогнозировать тенденции изменения природных объектов Мурманской области под воздействием человеческой деятельности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

· учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

· наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

· решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

· проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Целевая установка

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Структура программы

В курсе 6 класса освещаются следующие темы:

1. Источники географической информаци

1.1. Введение

1.2. Развитие географических знаний человека о Земле

1.3. План местности

1.4. Глобус

1.5. Географическая карта – особый источник знаний

1.6. Методы изучения Земли

2. Природа Земли и человек

2.1. Земля – планета Солнечной системы

2.2. Земная кора и литосфера

2.3. Рельеф Земли

2.4. Гидросфера – водная оболочка Земли

2.5. Источники пресной воды на Земле

2.6. Атмосфера – воздушная оболочка Земли

2.7. Погода и климат

2.8. Биосфера Земли

3. Население Земли

В курсе 7 класса освещаются следующие темы:

1. Источники географической информации

2. Природа Земли и человек

3. Материки, океаны, народы и страны

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение экскурсий, практических занятий, обобщающих уроков и др.).

В основу организации УВП положены принципы развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированного и дифференцированного подходов.

В организации УВП используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, технология проектов и др.).

Основной способ организации учебной деятельности школьников – деятельностно-практический.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Итоговый контроль

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных работ, промежуточного (полугодового) и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). Тематический контроль осуществляется с помощью компьютерного тестирования D-диски «1 С: образовательная коллекция. География Земли. Начальный курс физической географии. 6 класс» и «1 С: образовательная коллекция. География. Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс», имеющих гриф «Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных школ»

В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

Контроль в 6 классе:

  1. Промежуточная (полугодовая) контрольная работа (тест)
  2. Тематический контроль по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» и «Источники пресной воды на Земле»
  3. Тематический контроль по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
  4. Итоговая (годовая) контрольная работа (тест)

Контроль в 7 классе:

  1. Тематический контроль по разделу «Природа Земли и человек»
  2. Тематический контроль по теме «Африка»
  3. Промежуточная (полугодовая) контрольная работа (тест)
  4. Тематический контроль по теме «Южные материки»
  5. Итоговая (годовая) контрольная работа (тест)

Кроме выше перечисленных основных форм контроля будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Объем и сроки изучения

Программа общим объемом 136 часов изучается в течение 2 учебных лет.

При составлении рабочей программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске.

«Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» (методическое письмо научно-методического совета лаборатории географии МИОО)

О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения (методическое письмо научно-методического совета лаборатории географии МИОО).

2. Организация содержания образования

Учебно-тематический план (6 класс)

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе:

РК

Практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

1.

Источники географической

информаци

15

9

13

   

1.1.

Введение

1

1

1

   

1.2.

Развитие географических

знаний о Земле

2

1

1

   

1.3.

План местности

6

4

6

   

1.4.

Глобус

2

 

1

   

1.5.

Географическая карта –

особый источник знаний

3

2

3

   

1.6.

Методы изучения Земли

1

1

1

   

2.

Природа Земли и человек

48

32

25

3

4

2.1.

Земля – планета Солнечной

системы

3

1

2

   

2.2.

Земная кора и литосфера

5

4

2

   

2.3.

Рельеф Земли

6

3

3

 

1

2.4.

Гидросфера – водная

оболочка Земли

6

3

3

   

2.5.

Источники пресной воды

на Земле

8

6

3

 

1

2.6.

Атмосфера – воздушная

оболочка Земли

1

       

2.7.

Погода и климат

12

9

9

 

1

2.8.

Биосфера Земли

7

6

3

3

1

3.

Население Земли

5

2

1

1

 
 

ИТОГО

68

43

39

4

4

Учебно-тематический план (7 класс)

№ п/п

Тема

Количество

часов

В том числе:

РК

Практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

1.

Источники географической

информации

2

 

2 (1*)

   

1.1.

Введение

1

 

1

   

1.2.

Географическая карта –

особый источник знаний

Методы изучения Земли

1

 

1 (1*)

   

2.

Природа Земли и человек

14

11(5*)

1

3.

Материки, океаны, народы

и страны

52

2

35 (18*)

1

3

 

ИТОГО

68

2

48 (24*)

1

4

Оценочные практические работы обозначены * и пронумерованы в календарно-тематическом планировании.

3. Содержание программы

Содержание программы соответствует примерной программе основного общего образования по географии. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. География. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.)

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VIVII класс)

(136 часов)

Раздел. Источники географической информации.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе.

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.

Практические работы

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений.

Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.

Составление характеристики карты.

Чтение (дешифрирование) космических и аэрофотоснимков; чтение, сравнение и составление карт, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм); работа с геоинформационными системами.

Раздел. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.

Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности.

Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Почва как особое природное образование. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы. Образование гумуса. Пути улучшения состава почв. Вода в почве. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Практические работы

Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д.

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников лито-, гидро- и биосферы.

Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

Раздел. Материки, океаны, народы и страны

Современный облик планеты Земля. Образование и развитие Земли как планеты.

Геологическая история Земли. Современные методы определения возраста, слагающих земную кору, горных пород.

Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли.

Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

Пространственные различия процессов формирования климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Распределение вод суши по материкам в зависимости от количества осадков, испаряемости, тепла и рельефа. Главные речные системы и бассейны материков. Влияние климата на режим рек различных регионов Земли. Водные ресурсы материков и их регионов.

Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы.

Особенности почвообразования в различных природных условиях. Агроклиматические ресурсы материков и их регионов.

Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.

Население Земли. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Памятники древней культуры.

Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Самые многочисленные народы. География языков и религий. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран.

Культура материальная и духовная, их взаимосвязи. Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.

Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города.

Материки и страны. Типовая характеристика каждого материка. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого материка с учетом его географической специфики:

— Африки;

— Австралии;

— Южной Америки;

— Северной Америки;

— Евразии;

— Антарктиды.

Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материков на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения материков. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности.

Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.

Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно-хозяйственные регионы материков.

Страны материков. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков.

Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.

Практические работы

Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.

Составление географических описаний: климата, природных зон материков, рек, озер, городов, ландшафтов, культуры народов.

Анализ карт различного содержания с целью определения взаимосвязей географических компонентов природных комплексов между собой.

Определение типа климата, природной зоны по картографическим и статистическим материалам.

Составление картосхем, соответствующих тематике разделов: «Открытия и исследования материков», «Географическое положение страны», «Расселение населения», «Специализация современного хозяйства регионов и стран материка» и др.

Составление характеристик комплексных карт материков; изучение политической карты мира, карты народов мира.

Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.

Составление географических характеристик отдельных компонентов природных комплексов, в том числе сравнительных, а также комплексных географических характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

4. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень

рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы

  • программы:

1. Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 100, [12] с.

 

2. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

  • методические пособия:

1. География 6-11 классы: развернутое тематическое планирование. / Авт.-составитель Н.В.Болотникова, В.П. Комарова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 159 с.

2. Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с.

3. География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие / Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2007. – 93, [3] с.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. – 288 с.

Учебники:

§ География. Землеведение: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2005. – 221, [3] с.: ил., карт.

§ Возница В.М. География Мурманской области: учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Мурманской области. Мурманск: МОИКПРОиК, 2007. – 160 с.: ил.

Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев; под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительно используемая учебная литература для учителя и обучающихся:

  • Федеральный компонент:

1. География. Землеведение. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 кл.»/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2009.

2. География . Начальный курс. 6 класс. : Атлас. – М.: Дрофа, ДиК, 2009. – 32 с.: карт., ил.

3. Контурные карты. География. 6 кл.: Контурные карты.– М.: Дрофа, ДиК, 2009. – 12 с.

4. Рабочая тетрадь по географии. Начальный курс (Землеведение): 6 класс: с комплектом контурных карт/ И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен»,2009. (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

5. География. 7 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 56 с.: ил., карт.

6. География. 7 кл. : конт. карты. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 16 с.: карт.

· Региональный компонент

1. Примерное тематическое планирование по курсу «география Земли. 6 класс», рекомендованные методистами ГИМЦ РО для использования в практической деятельности учителей географии (2007 г.)

2. Рабочая тетрадь по географии Мурманской области для 6 класса. / В.М. Возница. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2007.

3. Атлас к учебным пособиям «География Мурманской области», «Животный мир Мурманской области», «Растительный мир Мурманской области»: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. – М.: Издательство Московского университета, 2007.

4. Мой Мурманск. : Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 1998. (имеет гриф «Рекомендовано Мурманским областным институтом повышения квалификации работников образования в качестве учебного пособия для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска по программе «Мой Мурманск»)

5. Электронный учебник «География Мурманской области.: для учащихся 6 класса» (2007 г.)

6. Животный мир Мурманской области: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области / М.Н. Харламова, Е.Н. Луппова, Е.Г. Митина. – Мурманск: МОИКПРО и К, 2007. (имеет гриф « Допущено Комитетом по образованию Мурманской области в качестве учебного пособия для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области.

7. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. География. Программно-методические материалы./ Авт. В.М. Возница. – М-ск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2001. – 36 с.

Дополнительно используемая научно-популярная литература для учителя и обучающихся:

· Региональный компонент

1. Арктика – мой дом: История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 2000. – 280 с.: ил.

2. Арктика – мой дом: Природа Севера земли. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 1998. – 184 с.: ил.

3. Арктика – мой дом: Народы Севера земли. Культура народов Севера. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 1999. – 264 с.: ил.

Дополнительно используемая учебная и учебно-методическая литература для учителя:

  • Федеральный компонент:

1. Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.: ил. (серия «Библиотека учителя»)

2. Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

3. Смирнова М.С. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 [кл.]: кн. для учителя / М.С. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. – 128 с.: ил. – (Текущий контроль).

4. Смирнова М.С. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. К учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 6 класс» /М.С. Смирнова. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 95, [1] с.: ил. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

5. Смирнова М.С. Тесты по географии: 6 класс: к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География.Землеведение. 6 класс: учеб для общеобразоват. учреждений». / М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 94, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

6. География. 6 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010. – 32 с.: ил., карт.

7. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. К учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс» - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 157, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

8. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 7 класс. К учебнику В.А. Коринской и др.«География материков и океанов. 7 класс» / Л.Е. Перлов –

2-е изд., испр. М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 151 с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

9. Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс». Общий обзор природы Земли. Океаны. Африка/ М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

10. Смирнова М.С. Тесты по географии: 7 класс: к учебнику В.А. Коринской и др. «География материков и океанов. 7 класс». Австралия. Южная и Северная Америка. Антарктида. Евразия/ М.С. Смирнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

11. Смирнова М.С. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 [кл.]: кн. для учителя / М.С. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. – 128 с.: ил. – (Текущий контроль).

12. География. 7 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010. – 64 с.: ил., карт.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г.Мурманска

средняя общеобразовательная школа №6

                                                                                  

 

Рабочая программа учебного предмета «география»

 

Параллель (класс) 8, 9

 

Разработчик: Коломиец Светлана Георгиевна, учитель географии

 

Содержание рабочей программы

 

 

 

1.      Пояснительная записка.

 

2.      Организация содержания образования.

 

3.      Содержание программы.

 

4.      Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

 

5.      Контрольные материалы (итоговый контроль).

 

Пояснительная записка

 

Примерные программы по географии призваны сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

 

Роль и место дисциплины.

Курс входит в число дисциплин, включенных в федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации.

 

Адресат

Курс рекомендован учащимся 8, 9  классов.

 

 

Соответствие Государственному образовательному стандарту.

 

Программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования на основе:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. География. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

  

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

 

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

·                основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·                географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

·                географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

·                специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

·                природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

·                выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·                находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

·                приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

·                составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·                определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·                применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

·                учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·                наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

·                решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·                проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

                              

 

Целевая установка

 

 

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

 

Структура программы

 

В курсе 8 класса освещаются следующие темы:

 

1.      Введение.

2.   Особенности географического положения Росси

2.1. Географическое положение России

2.2. Границы и административно-территориальное устройство России

3.   Природа России

         3.1.  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

         3.2.  Климат и климатические ресурсы

         3.3.  Внутренние воды и водные ресурсы

     3.4.  Почва и почвенные ресурсы

     3.5.  Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

     3.6.  Природно-хозяйственное районирование

4. Население России

5.  Хозяйство России (первичный сектор экономики)

 

В курсе 9 класса освещаются следующие темы:

 

1.      Введение.

2.      Хозяйство России (продолжение)

2.1.  Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье

2.2.  Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

2.3.  Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

3.   Регионы России

        3.1.  Районирование России

        3.2.  Европейская Россия (Западный макрорегион) (в т.ч. география Мурманской области)

        3.3.  Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

4. Россия в современном мире

 

Формы организации учебного процесса

 

            Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение  лабораторных, практических занятий, обобщающих уроков и др.).

В основу организации УВП положены принципы развивающего обучения (нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированного и дифференцированного подходов.

         В организации УВП  используются СОТ (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, технология проектов и др.)

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

 

Итоговый контроль

 

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных работ, промежуточного (полугодового)  и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины  и следствия, сущность явлений живой природы, обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). Тематический контроль осуществляется с помощью компьютерного тестирования  D-диски «1 С: образовательная коллекция. География России. Природа и население. 8 класс» и  «1 С: образовательная коллекция. География России. Хозяйство и географические районы России. 9 класс», имеющих гриф «Рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для общеобразовательных школ»

 В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

 

  Контроль в 8 классе:

 

  1. Тематический контроль по разделу «Особенности географического положения России»
  2. Тематический контроль по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»
  3. Промежуточная (полугодовая) контрольная работа (тест)
  4. Тематический контроль по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»
  5. Тематический контроль по темам «Почва и почвенные ресурсы» и «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»
  6. Тематический контроль по разделу «Природа России»
  7. Итоговая (годовая) контрольная работа (тест)

Контроль в 9 классе:

 

  1. Тематический контроль по темам «Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье» и «Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества»
  2. Тематический контроль по теме «Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги»
  3. Промежуточная (полугодовая) контрольная работа (тест)
  4. Тематический контроль по теме «География Мурманской области»
  5. Итоговая (годовая) контрольная работа (тест)

Кроме выше перечисленных основных форм контроля  будут осуществляться небольшие текущие контрольные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

 

Объем и сроки изучения

 

Программа   общим объемом  136 часов изучается в течение 2 учебных  лет.

При составлении рабочей программы учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

       анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске.

      «Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» (методическое письмо научно-методического совета лаборатории географии МИОО)

      О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения  (методическое письмо научно-методического совета лаборатории географии МИОО).

2. Организация содержания образования

Учебно-тематический план (8 класс)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

РК

Практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

11.

Введение

1

1

 

 1

 

12.

Особенности географического положения России

14

3

3

 

1

В в т.ч.

Географическое положение России

5

1

2

   

Границы и административно-территориальное устройство России

9

2

1

 

1

a.        

Природа России

36

7,5

15

 

5

3.      Вв т. ч

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

7

1

2

 

1

Климат и климатические ресурсы

8

1

4

 

1

Внутренние воды и водные ресурсы

5

1

3

 

1

Почва и почвенные ресурсы

4

1

2

   

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

4

1

1

 

1

Природно-хозяйственное районирование

8

2,5

3

 

1

  4.

Население России

9

3,5

4

 

1

.  5.

Хозяйство России (первичный сектор экономики)

8

3

5

   
 

ИТОГО

68

18

27

 

6

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план (9 класс)

 

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе:

РК

Практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

11.

Введение

1

1

 

 

 

22.

Хозяйство (продолжение)

24

8

9

 

2

 

Вторичный сектор экономики

3

1

1

   
 

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества

13

5

6

 

1

 

Третичный сектор экономики

8

2

2

 

1

33.

Регионы России

39

7

25

 

3

 

Районирование России

1

 

1

   
 

Европейская Россия (Западный макрорегион) (в том числе блок «География Мурманской области)

28

7

15

 

2

 

Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

10

 

9

 

1

44

Россия в современном мире

4

1

4

   
 

ИТОГО:

68

17

38

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание программы

Содержание программы соответствует примерной программе основного общего образования по географии. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. География. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.)

 

8 класс (68 час.)

 

Введение ( 1 час РК)

Раздел.  Особенности географического положения  России (11 час. + 3 часа РК).

Тема 1. Географическое положение России (4 часа + 1 час РК). Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

 

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России (7 час. + 2 час. РК).   

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

 Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

Раздел. Природа России (28,5 час. + 7,5 час. РК)

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6 час. + 1 час РК). Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

 Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 час. + 1 час РК). Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

 Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 час. + 1 час РК). Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 час. + 1 час РК).  Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 час. + 1 час РК).  Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Тема 6. Природно-хозяйственное  районирование (5,5 час. + 2,5 час. РК).  Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

                                     

Практические работы.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

 

Раздел.  Население России  (5,5 час. + 3,5 час. РК)

 

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

Раздел. Хозяйство России (5 час. + 3 час. РК)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

  Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство.           Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство.  Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

 

Раздел.  География своей республики (края, области) (7 час. РК). (изучается отдельными уроками (часть урока) после изучения отдельных тем основных разделов программы)

 

9 класс (68 час.)

          Введение. (1 час РК)

 

Раздел. Хозяйство России (продолжение) (16 ч. + 8 час. РК)

 

Тема 1. Вторичный сектор экономики ( 2 часа + 1 час РК). Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

 

            Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества ( 8 час. + 5 час. РК)

Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды. 

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

            Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Тема 3.Третичный сектор экономики  ( 6 час. + 2 час.  РК)

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.  Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его  развития.

География  коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

            География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

            География социальной сферы.      Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Раздел. Регионы России (31 ч. +  РК)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности  и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического  и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и  рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения,  национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона  в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты  основных  экономических, социальных и экологических проблем района, региона.  Внутренние природно-хозяйственные различия.

 

Раздел. Россия в современном мире (3 час. + 1 час РК)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических,  экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития  хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

 

Раздел.  География своей республики (края, области) (7 час. РК). (изучается отдельным блоком после изучения зоны Европейского Севера)

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

 

4. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень

рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

 

Учебно-методическое обеспечение программы  и перечень рекомендуемой литературы

 

  • программы:

 

1.             Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов.  География. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 100, [12] с.

 

2.              Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

 

  • методические пособия:

 

1.      География 6-11 классы: развернутое тематическое планирование. / Авт.-составитель  Н.В.Болотникова, В.П. Комарова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 159 с.

 

2.      Настольная книга учителя географии. 6-11 классы / Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. – М.:  Эксмо, 2008. – 592 с.

 

3.      География России. 8-9 кл.: Метод. Пособие./ И.И. Баринова, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.: ил., карт.

 

4.      Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1 и 2 части) / С.Н. Грушина. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 302, [2] с. (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

Учебники:

      География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.

      География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.

Дополнительно используемая учебная литература для учителя и обучающихся:

  • Федеральный компонент:

 

1.      География России. Природа, население, хозяйство. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.П. Дронова  «География России.» Книга первая: «Природа, население, хозяйство. 8 класс.»/ И.И. Баринова, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2009.

 

2.      География. 8 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 48 с.: ил., карт.

 

3.      География. 8 кл. : конт. карты. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 16 с.: карт.

 

4.      Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Россия: Природа, население, хозяйство: 8 класс: с комплектом контурных карт/ И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 55, [1] с.: карт. (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

 

5.      География России. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.П. Дронова  «География России. 8-9 кл.» / И.И. Баринова, В.П. Дронов. – М.: Дрофа, 2009.

 

6.      География. 9 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 48 с.: ил., карт.

 

7.      География. 9 кл. : конт. карты. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009. – 16 с.: карт.

 

·         Региональный компонент

 

1.      Рабочая тетрадь по географии Мурманской области для 8 класса. / В.М. Возница. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. – 52 с.

 

2.      Рабочая тетрадь по географии Мурманской области для 9 класса. / В.М. Возница. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. – 52 с.

 

3.      Атлас к учебным пособиям «География Мурманской области», «Животный мир Мурманской области», «Растительный мир Мурманской области»: Учебное пособие для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области. – М.: Издательство Московского университета, 2007.

 

4.      Мой Мурманск. : Учебное пособие для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 1998. (имеет гриф «Рекомендовано Мурманским областным институтом повышения квалификации работников образования в качестве учебного пособия для учащихся 5-9 классов школ г. Мурманска по программе «Мой Мурманск»)

 

5.      География Мурманской области. Учеб. пособие для уч-ся 8-9 кл. сред. шк. / Под ред. В.В. Крючкова – Мурманск: Кн. изд-во, 1993. – 160 с.: ил.

 

6.      Электронный учебник «География Мурманской области.: для учащихся  8-9 классов»  (2005 г.)

 

7.         Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта. География. Программно-методические материалы./ Авт. В.М. Возница. – М-ск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, 2001. – 36 с.

 

Дополнительно используемая научно-популярная литература для учителя и обучающихся:

 

·         Региональный компонент

 

1.          Арктика – мой дом: История освоения Севера в биографиях знаменитых людей. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 2000. – 280 с.: ил.

 

2.         Арктика – мой дом: Природа Севера земли. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 1998. – 184 с.: ил.

 

3.          Арктика – мой дом: Народы Севера земли.  Культура народов Севера. Полярная энциклопедия школьника: Книга для детей среднего и старшего школьного возраста. – М.: ГУП «Северные просторы», 1999. – 264 с.: ил.

 

Дополнительно используемая учебная и учебно-методическая литература для учителя:

 

  • Федеральный компонент:

 

1.      Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 классы. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.: ил. (серия «Библиотека учителя»)

 

2.      Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии. 6-9 классы: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

 

3.      Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах / Е.М. Курашева. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 222, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

 

4.      Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений» / В. И. Евдокимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

 

5.      Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 9 класс. К учебнику «География России. 9 класс» / Под ред. В.П. Дронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 128 с. (Серия «Учебно-методический комплект») (имеет гриф «Рекомендовано Российской Академией Образования»)

 

6.      Перлов Л.Е. География. 8-9 классы: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии России / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2008. – 380, [4] с.: ил., карт. – (Готовимся к экзаменам)

 

7.      Смирнова М.С. География: сб. заданий для проведения промежуточной аттестации: 6-9 [кл.]: кн. для учителя / М.С. Смирнова. М.: Просвещение, 2007. – 128 с.: ил. – (Текущий контроль).

 

8.      География. 9 кл. : атлас. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010. – 56 с.: ил., карт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «