Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Физика
16.05.2024 г.
 
 
Физика Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Физика»

  7 – 9  класс

 

                                                       

Разработчик: Ухова Раиса Степановна,

учитель физики

                                                         Мурманск

 2011

Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка.

2. Особенности организации учебного процесса.

3. Требования к уровню усвоения дисциплины.

3. Содержание программы.

4. Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и обучающихся.

Пояснительная записка

 

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

 

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по  (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

- Примерная программа основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

 

      Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 7-9 классов  МОУ СОШ №6.

    

      Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

- анализ результатов ГИА и ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске, МОУ СОШ № 6 в 2010, 2011 гг.;

- методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика»  в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- методические  рекомендации по преподаванию физики в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года. – Мурманск, ГИМЦРО, 2006.

 

 

Цели обучения:

      • 

освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

      • 

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

      • 

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

      • 

воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;

      • 

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Рабочая  программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

 

Познавательная деятельность:

      • 

использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

      • 

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

      • 

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

      • 

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

 

Информационно-коммуникативная деятельность:

      • 

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

      • 

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

 

Рефлексивная деятельность:

      • 

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

      • 

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

 

Место предмета в учебном плане
      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа  для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в 7, 8 и 9 классах — по 68  учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
Особенности организации учебного процесса

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
      Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
      Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
      Курс физики в рабочей  программе  структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

 

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно - ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельные уроки, вкрапления элементов регионального компонента в уроки.

 

        В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Требования к уровню усвоения дисциплины

      В результате изучения физики ученик 7 класса должен
      
знать/понимать

      • 

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

      • 

смысл физических величин: путь, скорость,  масса, плотность, сила, давление,  работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

      • 

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда,  всемирного тяготения;

      уметь

      • 

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

      • 

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

 

 

      • 

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

      • 

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

      • 

решать задачи на применение изученных физических законов;

      • 

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • 

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

 

 

      • 

рационального применения простых механизмов;

      

 

 

      В результате изучения физики ученик 8 класса должен
      
знать/понимать

      • 

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

      • 

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

      • 

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

      уметь

      • 

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

      • 

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

      • 

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

      • 

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

      • 

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных  явлениях;

      • 

решать задачи на применение изученных физических законов;

      • 

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • 

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

      • 

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

      • 

рационального применения простых механизмов;

      • 

 

 

      В результате изучения физики ученик 9 класса должен
      
знать/понимать

      • 

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

      • 

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

      • 

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

      уметь

      • 

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

      • 

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

      • 

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

      • 

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

      • 

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

      • 

решать задачи на применение изученных физических законов;

      • 

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • 

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

      • 

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

      • 

рационального применения простых механизмов;

      • 

оценки безопасности радиационного фона.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание

7класс

8класс

9класс

Всего часов

Физика и физические методы изучения природы

6

 

 

6

Механические явления

45

 

12

57

Тепловые явления

10

23

 

33

Электрические и магнитные явления

 

28

2

30

Электромагнитные колебания и волны

 

14

26

40

Квантовые явления

 

 

23

23

Резерв

7

3

5

15

Всего

68

68

68

204

Содержание программы  в 7 классе (68часов)

Физика и физические методы изучения природы (6 ч)

      Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
      Демонстрации
      Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
      Физические приборы.
      Лабораторные работы и опыты
      Определение цены деления шкалы измерительного прибора 
1.
      Измерение длины.
      Измерение объема жидкости и твердого тела.
      Измерение температуры.

                               Механические явления (45 ч)

      Механическое  движение.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
     Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
      Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
      Сила упругости. Методы измерения силы.
        Сила тяжести.
      Сила трения.
      Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
       Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
      Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
       Демонстрации
      Равномерное прямолинейное движение.
        Явление инерции.
      Взаимодействие тел.
      Зависимость силы упругости от деформации пружины.
      Сложение сил.
      Сила трения.
       Изменение энергии тела при совершении работы.
      Превращения механической энергии из одной формы в другую.
      Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
      Обнаружение атмосферного давления.
      Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
      Закон Паскаля.
      Гидравлический пресс.
      Закон Архимеда.
      Простые механизмы.
         Лабораторные работы и опыты
       Измерение массы.
      Измерение плотности твердого тела.
      Измерение плотности жидкости.
      Измерение силы динамометром.
      Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
      Сложение сил, направленных под углом.
      Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
      Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение   жесткости пружины.
      Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
      Исследование условий равновесия рычага.
      Нахождение центра тяжести плоского тела.
      Вычисление КПД наклонной плоскости.
      Измерение кинетической энергии тела.
      Измерение изменения потенциальной энергии тела.
      Измерение мощности.
      Измерение архимедовой силы.
      Изучение условий плавания тел.
 

                             Тепловые явления (10ч)

      Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
      Демонстрации
      Сжимаемость газов.
      Диффузия в газах и жидкостях.
      Модель хаотического движения молекул.
      Модель броуновского движения.
      Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
      Сцепление свинцовых цилиндров.
                     
Резерв свободного учебного времени  ( 7часов  )

Тематическое планирование учебного материала

Основное содержание

Кол-во часов

К.р.

Л.р.

Л.оп.

Сроки

I.

Физика и физические методы изучения физики

6

 

4

 

 

II.

Тепловые явления

10

1

 

 

 

III.

Механические явления

45 + 5 резерв

 

 

 

 

1.

Взаимодействие тел

22

1

8

2

 

2.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

17

1

2

 

 

3.

Работа, мощность, энергия

6 +5

 

3

3

 

IV.

Резерв

7-5

 

 

 

 

 

ВСЕГО

68

3

17

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы в 8 классе (68часов)

Тепловые явления (23 ч)

        Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
      Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
      Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
      Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
      Преобразование энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
      Демонстрации
       Принцип действия термометра.
      Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
      Теплопроводность различных материалов.
      Конвекция в жидкостях и газах.
      Теплопередача путем излучения.
      Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
      Явление испарения.
      Кипение воды.
      Постоянство температуры кипения жидкости.
      Явления плавления и кристаллизации.
      Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
      Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
      Устройство паровой турбины.
      Лабораторные работы и опыты
      Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
      Изучение явления теплообмена.
      Измерение удельной теплоемкости вещества.
      Измерение влажности воздуха.
      Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

Электрические и магнитные явления (28 ч)

      Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
      Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
      Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
      Опыт Эрстеда. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
      Демонстрации
      Электризация тел.
      Два рода электрических зарядов.
      Устройство и действие электроскопа.
      Проводники и изоляторы.
      Электризация через влияние.
      Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
      Закон сохранения электрического заряда.
           Источники постоянного тока.
      Составление электрической цепи.
      Электрический ток в электролитах. Электролиз.
      Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
      Электрический разряд в газах.
      Измерение силы тока амперметром.
      Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной    электрической цепи.
      Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
      Измерение напряжения вольтметром.
      Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
      Реостат и магазин сопротивлений.
      Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
      Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
      Опыт Эрстеда.
       Устройство электродвигателя.
      Лабораторные работы и опыты
      Наблюдение электрического взаимодействия тел.
      Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
      Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
      Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
      Изучение последовательного соединения проводников.
      Изучение параллельного соединения проводников.
      Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
      Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
      Измерение работы и мощности электрического тока.
      Изучение электрических свойств жидкостей.
      Изготовление гальванического элемента.
      Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
      Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
      Исследование явления намагничивания железа.
      Изучение принципа действия электромагнитного реле.

     Изучение принципа действия электродвигателя.

  Электромагнитные колебания и волны (14 ч)

     Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
      Демонстрации
      Источники света.
      Прямолинейное распространение света.
      Закон отражения света.
      Изображение в плоском зеркале.
      Преломление света.
      Ход лучей в собирающей линзе.
      Ход лучей в рассеивающей линзе.
      Получение изображений с помощью линз.
      Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
      Модель глаза.
      Лабораторные работы и опыты
      Изучение явления распространения света.
      Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
      Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
      Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
      Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
      Получение изображений с помощью собирающей линзы.
     
                    
 Резерв  учебного времени (3 ч) 

Тематическое  планирование учебного материала

 

Основное содержание

Кол-во часов

К.р.

Л.р.

Л.оп.

Сроки

 I.

Тепловые явления

 23

 1

 4

 1

 

 II.

Электромагнитные колебания и волны

 14

1

6

 

 

 III.

Электрические и магнитные явления

 28

1

8

7

 

 IV.

Резерв

 3

 

 

 

 

 

       Всего

 68

3

18

8

 

 

Содержание программы в 9 классе (68часов)

                               Механические явления (12ч)

     Относительность движения. Система отсчета.
      Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
      Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
      Первый закон Ньютона.
      Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
       Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
       Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
       Закон сохранения механической энергии.
      Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
      Механические волны. Длина волны. Звук.
      Демонстрации
      Относительность движения.
      Равноускоренное движение.
      Свободное падение тел в трубке Ньютона.
      Направление скорости при равномерном движении по окружности.
       Второй закон Ньютона.
      Третий закон Ньютона.
      Невесомость.
      Закон сохранения импульса.
      Реактивное движение.
      Изменение энергии тела при совершении работы.
      Механические колебания.
      Механические волны.
      Звуковые колебания.
      Условия распространения звука.
      Лабораторные работы и опыты
            Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении.
      Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
             Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
      Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
      Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

  Электрические и магнитные явления (2 ч)

     Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
      Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера.
      Демонстрации.
      Устройство конденсатора.
      Энергия заряженного конденсатора.
       Магнитное поле тока.
      Действие магнитного поля на проводник с током.
           Лабораторные работы и опыты
     Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
     Электромагнитные колебания и волны (26 ч)

      Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
      Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
      Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
      Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
      Демонстрации
      Электромагнитная индукция.
      Правило Ленца.
      Самоиндукция.
      Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
      Устройство генератора постоянного тока.
      Устройство генератора переменного тока.
      Устройство трансформатора.
      Передача электрической энергии.
      Электромагнитные колебания.
      Свойства электромагнитных волн.
      Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
      Принципы радиосвязи.
            Дисперсия белого света.
      Получение белого света при сложении света разных цветов.
      Лабораторные работы и опыты
      Изучение явления электромагнитной индукции.
      Изучение принципа действия трансформатора.
         Наблюдение явления дисперсии света.

                             Квантовые явления (23 ч)

      Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
      Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
      Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
      Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
      Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
      Демонстрации
      Модель опыта Резерфорда.
      Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
      Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
      Лабораторные работы и опыты
      Наблюдение линейчатых спектров излучения.
      Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

Резерв свободного учебного времени (5 ч)                                

 

Тематическое планирование учебного материала

 

         Основное содержание

Кол-во часов

К.раб.

Л.раб.

Л.о.

Сроки

I.

Механические явления

12+5рез.

1

4

2

 

II.

Электрические и магнитные явления

 2

 

 

1

 

III.

Электромагнитные колебания и волны

26

2

1

2

 

IV.

Квантовые явления

23

1

1

1

 

 

Резерв

 5-5

 

 

 

 

 

ВСЕГО

68

4

6

6

 

 

 

Контроль уровня обученности

Уровень результативности отслеживается с помощью тематических контрольных работ и итогового (годового) теста, позволяющих выявлять знания и умения в разных ситуациях (объяснять факты, сравнивать объекты и процессы, устанавливать их соответствие, выявлять причины  и следствия, сущность физических явлений  обосновывать выводы, применять знания в новой ситуации). В контрольных работах использованы задания базового и повышенного уровней усвоения.

Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебников

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.

           

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 г.

           

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010 г.

           

Литература для обучающихся

                                                                                                        

1.  Годова И.В. Контрольные работы в новом формате, «Интеллект-центр», Москва,2011г

 2. ГИА-2010 физика 9класс, ФИПИ, Астрель, Москва,2010г.

3. ГИА-2011 физика 9 класс, ФИПИ, Астрель, Москва, 2011г.

4. Громцева О.И., Контрольные и самостоятельные работы по физике-9, «Экзамен», М.2010г.

5. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных  учреждений  / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.

6. Марон А.Е., Е.А.Марон Дидактические материалы «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9», Дрофа, Москва, 2008г.

7. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

8.  Чеботарёва А.В. Тесты по физике 7,8,9 классы, «Экзамен», Москва,2010г.

 

                                         Литература для учителя

 

1. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.

2.Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А. Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.

 

3. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.

4. Перышкин А.В. Физика 7   - М.: Дрофа, 2005.

5. Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

 

 

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «