Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Искусство (Музыка)
16.05.2024 г.
 
 
Искусство (Музыка) Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

                                                                          Утверждаю                                                            

                                                                         Директор МОУ СОШ №6                                       

                                                                         __________Т.В. Вокуева                                         

                                                                                                                          

                                                                        «___»___________2011 года                                 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Музыка»

  5-7 класс

 

\\

 

 

                                

Разработчик: Бережняк Оксана Анатольевна ,

учитель музыки

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

·         примерной программой основного общего образования по музыке ( Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2007.);

·         требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной: учебники «Музыка. 5,7 класс», М.,  Просвещение, 2011г., , фонохрестоматия, методические рекомендации для обучения, поурочное планирование.

 

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

 

ЗАДАЧИ:

-     развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

-     освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

-     овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

-     воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

5 класс

Знать/понимать:

-        специфику музыки как вида искусства;

-        значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

-        основные жанры народной и профессиональной музыки;

-        основные формы музыки;

-        характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

-        виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

-        имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

-        эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-        узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

-        выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

-        выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

-        распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

-        различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

 

6 класс

Знать/понимать:

-        специфику музыки как вида искусства;

-        значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

-        основные жанры народной и профессиональной музыки;

-        основные формы музыки;

-        характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

-        виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

-        имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

-        эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

-        узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

-        выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

-        выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

-        распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

-        различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

 

7 класс

Знать / понимать:

-          понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

-          возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

-          основные жанры народной и профессиональной музыки;

-          основные формы музыки;

-          характерные особенности творчества р и анализе музыкального произведения;

-          имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

-          виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

-          многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

-          особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,

-          авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

-          история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

-          основные стили музыки (полифония, гомофония);

-          известные театры мира и исполнители,

-          особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

-          строение сонатно- симфонического цикла;

-          особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.

 

Уметь:

-          эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

-          творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.

-          осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

-          выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

      МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯшкольников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
      — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;
      — метод эмоциональной драматургии;
      — метод концентричности организации музыкального материала;
      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
      — метод создания «композиций» (в форме диалога и др.);
      — метод игры;
      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

 

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

 

 

В 5 КЛАССЕ содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В ПРОГРАММЕ 6 КЛАССА рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра­зов народной, религиозной, классической и современной му­зыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Содержательный стержень ПРОГРАММЫ 7 КЛАССА «классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

 

 

СТРУКТУРУ ПРОГРАММЫсоставляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:3 года.

 

ПРОГРАММА РАСЧИТАНА: на 102 часов

 

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: 1 час в неделю.

 

Данная программа не подразумевает жестко регламентиро­ванного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — за­лог успеха его музыкально-педагогической деятельности

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


Учебно-тематический план

Название раздела

Общее кол-во часов

Содержание раздела

Название уроков раздела

5 КЛАСС

1

Музыка и литература

16

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

1.    Что роднит музыку с литературой;

2.    Вокальная музыка;

3.    Песня – душа народа;

4.    Жанры вокальной музыки;

5.    Фольклор в музыке русских композиторов;

6.    Сказка в программной музыке русских композиторов;

7.    Жанры инструментальной и вокальной музыки;

8.    Вторая жизнь песни;

9.    Жанры инструментальной и вокальной музыки;

10.     Всю жизнь мою несу Родину в душе…;

11.     Писатели и поэты о музыке и музыкантах;

12.     Первое путешествие в музыкальный театр. Опера;

13.     Второе путешествие в музыкальный театр. Балет;

14.     Музыка в театре, кино на телевидении;

15.     Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл;

16.     Литература и музыка.

2

Музыка и изобразительное искусство

18

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку.

1.    Что роднит музыку с изобразительным искусством;

2.    Небесное и земное в звуках и красках;

3.    Звать через прошлое к настоящему;

4.    Звать через прошлое к настоящему;

5.    Музыкальная живопись и живописная музыка;

6.    Музыкальная живопись и живописная музыка;

7.    Колокольность в музыке и изобразительном искусстве;

8.    Портрет в музыке и изобразительном искусстве;

9.    Волшебная палочка дирижёра;

10.     Образы борьбы и победы в искусстве;

11.     Образы борьбы и победы в искусстве;

12.     Застывшая музыка;

13.     Полифония в музыке и живописи;

14.     Музыка на мольберте;

15.     Импрессионизм в музыке и живописи;

16.     О подвиге, о доблести, о славе;

17.     В каждой мимолётности вижу я миры…;

18.     Мир композитора.

6 КЛАСС

3

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. По­лифония и гомофония.

Авторская песня. Джаз - ис­кусство XX в.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

1.    Удивительный мир музыкальный образов;

2.    Старинный русский романс;

3.    Портрет в музыке и живописи;

4.     «Уноси моё сердце в звенящую даль…»;

5.    Музыкальный образ и мастерство исполнителя;

6.    Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов;

7.    Образы песен зарубежных композиторов;

8.    Баллада «Лесной царь»;

9.         Народное искусство Древней Руси;

10.     Духовный концерт;

11.     «Фрески Софии Киевской»;

12.     «Перезвоны» Молитва;

13.     Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга;

14.     Хорал;

15.     Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»;

16.     Авторская музыка: прошлое и настоящее.нрк. Барды Ямала;

4

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфониче­ской музыки. Сходство и различие как основной принцип раз­вития и построения музыки. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллю­страции и др.). Непрограммная музыка и ее жанры: инстру­ментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн).

1.    Джаз – искусство 20 века;

2.    Вечные темы искусства и жизни;

3.    Образы камерной музыки;

4.    Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж;

5.    Инструментальный концерт;

6.    «Космический пейзаж»;

7.    Образы симфонической музыки «Метель»;

8.    Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина;

9.    Симфоническое развитие музыкальных образов;

10.     «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен;

11.     Программная увертюра;

12.     Увертюра «Эгмонт»;

13.     Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

14.     Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

15.     Мир музыкального театра;

16.     Мир музыкального театра;

17.     Образы киномузыки;

18.     Обобщающий урок года.

7 КЛАСС

1

Особенности драматургии сценической музыки

16

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

1.    Классика и современность;

2.    В музыкальном театре. М.И.Глинка опера «Иван Сусанин»;

3.    А.П. Бородин опера «Князь Игорь»;

4.    В музыкальном театре. Балет;

5.    Героическая тема в русской музыке;

6.    Д.Гершвин «Порги и Бесс»;

7.    Ж.Бизе опера «Кармен»

8.    Новое прочтение оперы Бизе «Кармен»;

9.    Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса»;

10.     С.Рахманинов «Всенощное бдение!»;

11.     Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Уэббера;

12.     Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского;

13.     «Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизские сказки»;

14.     Музыканты – известные маги;

15.     Вечные темы искусства;

16.      Обобщающий урок «Классика и современность»

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция  как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные  интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

1.    Музыкальная драматургия – развитие музыки;

2.    Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка;

3.    Камерная инструментальная музыка;

4.    Транскрипция;

5.    Циклические формы инструментальной музыки;

6.    Соната;

7.    С.Прокофьев «Соната № 2»;

8.    А.Моцарт «Соната № 11»;

9.    Симфоническая музыка;

10.     Всюду музыка слышна;

11.     С.Прокофьев «Классическая симфония»;

12.     Ф.Шуберт «Симфония № 8»;

13.     В.Калинников «Симфония № 1»;

14.     П.Чайковский «Симфония № 5»;

15.     Д.Шостакович «Симфония № 7»;

16.     К. Дебюсси Симфоническая картина «Празднества»;

17.     Инструментальный концерт;

18.      Музыка народов мира;

 


В КАЧЕСТВЕ ФОРМ КОНТРОЛЯ могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

o   Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год

o   «Хрестоматия музыкального материала к учебнику программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год

o   Учебники  Г.П. Сергеева «Музыка. 5,6, 7 класс фонохрестоматия. 1 СD, mp3, М,Просвещение, 2009 г

o    Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  -  7 изд. – М.: Просвещение, 2011

o   Музыка: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  -  8 изд. – М.: Просвещение, 2011

o   Музыка: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  -  5 изд. – М.: Просвещение, 2011

o    «Творческая тетрадь «Музыка.5,6, 7 класс» М., Просвещение, 2006 г.

ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ НА УРОКАХ:

 

1.      Фортепиано

2.      Компьютер

3.      Мультимедийный проектор

4.      Экран

5.      Телевизор

6.      DVD– проигрыватель (Караоке)

7.      Музыкальный центр

8.      Доска

 

 

РЕСУРСЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ:

 

1.         Фонотека – CD-диски и DVD-диски

2.         Мультимедийные учебные пособия, обучающие программы  и музыкальные энциклопедии (КМ, ИОМ, ЭКС ФОРС, Медиа)

3.         База данных ПК, аудио-, видео- материалы, презентации

4.         Ресурсы сети Интернет

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее обновление ( 10.11.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «