Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow Искусство (изобразительное искусство)
16.05.2024 г.
 
 
Искусство (изобразительное искусство) Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

Рабочая программа

учебного предмета

«Искусство (Изобразительное искусство)»

5 - 7 классы

Разработчик: Бочарова Раиса Анатольевна,

учитель изобразительного искусства

Мурманск

2011

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по искусству (Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007).

- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007).

Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 5 – 7 классов МОУ СОШ №6.

Цели обучения:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

· основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

· основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

· выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

· наиболее крупные художественные музеи России и мира;

· значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

· применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

· анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

· ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

· восприятия и оценки произведений искусства;

· самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Особенности организации учебного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно - ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельные уроки, вкрапления элементов регионального компонента в уроки.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Содержание программы

Изобразительное искусство, его виды и жанры . Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

Язык изобразительного искусства и художественный образ . Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве . Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

Учебно-тематическое планирование

5 класс

Всего уроков

В т.ч. РК

Древние корни народного искусства

7

2

Связь времен в народном искусстве

6

1

Декор — человек, общество, время

9

1

Декоративное искусство в современном мире

7

1

34

5

Региональный компонент

1. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Поморский узор

2. Эскиз праздничного костюма Кольских поморов

3. Вышивка бисером национальных костюмов Кольских саамов

4. Эскиз герба поселка Дровяное

5. Панно на улицах города Мурманска

6 класс

Всего уроков

В т.ч. РК

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

1

Мир наших вещей. Натюрморт

6

1

Вглядываясь в человека. Портрет

9

1

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

1

34

4

Региональный компонент

1. Линия и ее выразительные возможности. Суровый северный пейзаж

2. Изображение предметного мира — натюрморт. Натюрморт из предметов поморского быта

3. Портрет в живописи. О творчестве художника В.Н. Бубенцова

4. Городской пейзаж. «Мурманск – город порт»

7 класс

Всего уроков

В т.ч. РК

Изображение фигуры человека и образ человека

8

1

Поэзия в повседневности

6

1

Великие темы жизни

9

1

Реальность жизни и художественный образ

7

1

34

4

Региональный компонент

1. Скульптуры нашего города

2. Создание композиций на темы жизни людей своего поселка в прошлом

3. Создание проекта памятника воинам-защитникам города Мурманска

4. Художники Кольского Севера

Контроль уровня обученности

Формы контроля:

- практические творческие работы

- устный опрос

Учебно-методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

Литература для учащихся

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений/Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 10 изд. - М.: Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 – 8 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений/А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – 4 изд. - М.: Просвещение, 2011.

Искусство. 8 – 9 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений/Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2011.

Литература для учителя

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб/. Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М". Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М: ООО «Фирма МХК»,2000;

4. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1988.

5. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.

6. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. —М.: Просвещение, 2003.

7. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

9. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

10. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.

11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.

12. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.

13. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

14. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

15. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

16. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

17. Шатских, А. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996.

18. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева. - М.: Агар, 1998.

19. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «