Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска
средняя общеобразовательная школа № 6
Рабочая программа
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Разработчик: Зензинов Олег Владимирович
Мурманск
2011
Пояснительная записка
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).
- Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).
Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 8 класса МОУ СОШ №6.
Цели обучения:
- освоение знаний о здоровом рбразе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Требования к уровню усвоения дисциплины
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы,, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:
.Знать:
- особенности влияния природных условий Севера на здоровье человека;
-состояние окружающей среды в регионе;
-аварийно опасные участки дороги в Мурманске и в районе поселка Дровяное;
- особенности состояния водоемов края в разное время года.
Особенности организации учебного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельные уроки, вкрапления элементов регионального компонента в уроки.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Содержание программы
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.
Физическая культура и закаливание. Личная гигиена.
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.
Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
1. 2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.
Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров на транспорте.
1. 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.
Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.
1. 4. Правила безопасного поведения на воде
Правила безопасного поведения на воде. Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.
Опасность водоемов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
1. 5. Правила безопасного поведения в быту
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными приборами. Правила безопасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.
Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.
Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.
1. 6. Правила поведения на природе
Автономное существование человека в природе. Правила безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания огня. Обеспечение водой и питанием. Сигналы бедствия.
1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания
Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.
Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.
Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.
2.Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.
Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.
Первая медицинская помощь при переломах. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Первая медицинская помощь при утоплении и удушении.
Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении.
3. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера
3. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения
Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.
Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.
Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.
3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения
Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.
Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах
Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.
Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
3. 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.
Инженерная, радиационная и химическая защита населения.
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Учебно – тематический план
Раздел
|
Количество часов на изучение раздела
|
В т.ч. контроль знаний
|
В т. ч. практические занятия
|
В т.ч. региональный компонент
|
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
|
14
|
1
|
|
5
|
Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи
|
4
|
|
4
|
|
Раздел 3. ЧС природного и техногенного характера
|
16
|
2
|
|
2
|
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения
|
6
|
1
|
|
1
|
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения
|
6
|
1
|
|
1
|
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
|
4
|
|
|
|
всего
|
34
|
3
|
4
|
7
|
На изучение раздела «ЧС природного и техногенного характера» отведено 16 часов, а не 17, как определено в Примерной программе, так как фактически в учебном году всего 34 недели из-за дополнительных оздоровительных каникул в феврале.
Изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» по учебнику
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для ОУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
Контроль уровня обученности
Формы контроля:
- разноуровневое тестирование;
-развернутый письменный ответ на вопрос;
-терминологический диктант;
-устный опрос;
-выполнение практических заданий.
Учебно- методическое обеспечение предмета
и перечень рекомендуемой литературы
для учителя и обучающихся
Литература для обучающихся
- Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся/ под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для ОУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.
Литература для учителя
1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 - 11 классы . Под общей редакцией А.Т. Смирнова – М., «Просвещение», 2008.
2.Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5 - 9 кл. /А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общей ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 – 9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с.
- Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя/ И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 2000.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
2.http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
3.http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
4.http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
5.http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
6.http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
ТСО
• Мультимедиапроектор
• Экран
• Ноутбук
Плакаты
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
• Безопасность на улицах и дорогах
• Криминогенные ситуации
• Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
• Правила поведения при землетрясениях
• Пожары, взрывы
• Наводнения и затопления
• Правила оказания медицинской помощи
• Безопасность дорожного движения
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
Средства индивидуальной защиты
• Ватно-марлевые повязки
• Противопылевые тканевые маски
• Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
• Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
• Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
• Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
• Средства медицинской защиты
• Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
• Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
• Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т. п.
|