Версия для слабовидящих


[ design-cibox Template ]
Главная arrow Документы arrow Рабочие материалы учебных курсов arrow ОБЖ
16.05.2024 г.
 
 
ОБЖ Печать E-mail
Автор Administrator   
24.02.2011 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 6

 

Рабочая программа

учебного предмета

 «Основы безопасности жизнедеятельности»

  8 класс

                                                       

Разработчик: Зензинов Олег Владимирович

 

                                                        Мурманск

 2011

 

Пояснительная записка

 

 Основу  рабочей программы составляют следующие документы:

 

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

- Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008).

 

 

      Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 8 класса МОУ СОШ №6.

 

Цели обучения:

- освоение знаний о здоровом рбразе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

 

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы,, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

 

уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-  действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

 

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

- пользования бытовыми приборами и инструментами;

- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

.Знать:

- особенности  влияния природных условий  Севера  на здоровье человека;

-состояние окружающей среды в регионе;

-аварийно опасные участки дороги в Мурманске и в районе поселка Дровяное;

- особенности состояния водоемов края в разное время года.

 

Особенности организации учебного процесса

       Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам. Региональный компонент реализуется путем выделения времени на отдельные уроки, вкрапления элементов регионального компонента в уроки.

 

        В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

 

Содержание программы

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1.Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

       Здоровье физическое и духовное. Режим труда и отдыха. Умственная и физическая работоспособность. Режим дня. Профилактика переутомления. Движение — естественная потребность организма.

   Физическая культура и закаливание.  Личная гигиена.

Вредные привычки и их негативное влияние на здо­ровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка.

Наркомания, токсикомания и другие вредные при­вычки.

1. 2. Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее составные части. Причины дорожно-транспортных происшествий. Пра­вила безопасного поведения пешехода на дорогах. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.

 Крат­кая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров на транспорте.

1. 3. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Причины возникновения пожаров в жилых и обще­ственных зданиях.  Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины.  Правила безопасного по­ведения в случае возникновения пожара на транспорте.

1. 4. Правила безопасного поведения на воде 

Правила безопасного поведения на воде.  Особенности состояния водоемов в разное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Опасность водоемов зимой.  Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимо­помощи терпящим бедствие на воде.

1. 5. Правила безопасного поведения в быту

Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими и электронными прибо­рами. Правила безопасного использования электрических и электронных прибо­ров. Компьютер и здоровье.

Опасные вещества и средства бытовой химии. Опас­ности, возникающие при нарушении правил пользова­ния ими. Действие опасных веществ и препаратов бы­товой химии на организм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожогах.

Правила безопасного использования различных ин­струментов при выполнении хозяйственных работ до­ма.

1. 6. Правила поведения на природе

Автономное существование человека в природе. Прави­ла безопасного поведения человека при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на местности. Оборудование временного жилища (укрытия). Способы добывания ог­ня. Обеспечение водой и питанием.  Сигналы бедствия.

1.7. Нарушение экологического равновесия в местах проживания

Влияние деятельности человека на окружающую среду.  Экология и экологическая безопасность. 

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

     Правила безопасного поведения в экологически небла­гоприятных районах.

1. 8. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

 

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты.

Правила безопасного поведения с незнакомым чело­веком на улице, в подъезде дома, лифте.

Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с которыми наиболее часто приходит­ся встречаться в повседневной жизни.

Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении за­ложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологи­ческая картина толпы. Поведение толпы при возникно­вении паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в толпе.

 

2.Оказание первой медицинской помощи

 

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства.

      Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Первая медицинская помощь при травмах. Способы остановки кровотечений.

Первая медицинская помощь при переломах. Правила и спосо­бы транспортировки пострадавших.

     Первая медицинская помощь при отравлениях газа­ми, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.

      Первая медицинская помощь при утоплении и уду­шении.

Первая медицинская помощь при тепловом и сол­нечном ударе, обморожении.

3. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера

3. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их поражающие факторы.   Правила безопасного пове­дения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблагов­ременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведе­ния при заблаговременном оповещении о приближе­нии урагана, бури, смерча. Правила безопасного пове­дения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаго­временном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном опове­щении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров.

 

3.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения 

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Гидродинамические аварии. Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

3. 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

           Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрез­вычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Речевая информация, передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная, радиационная и химическая защита населения.

Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

 

        Учебно – тематический план

Раздел

Количество часов на изучение раздела

В т.ч. контроль знаний

В т. ч.  практические занятия

В т.ч. региональный компонент

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

14

1

 

5

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи

4

 

4

 

Раздел 3. ЧС природного и техногенного характера

16

2

 

2

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

6

1

 

1

 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и правила безопасного поведения

6

1

 

1

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

4

 

   

всего

34

3

4

7

 

На изучение раздела «ЧС природного и техногенного характера» отведено 16 часов, а не 17, как определено в Примерной программе, так как фактически в учебном году всего 34 недели из-за дополнительных оздоровительных каникул в феврале.

 

Изучение темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» по учебнику

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7  кл.:  учебник для ОУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ.  ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.

 

Контроль уровня обученности

 

        Формы контроля:

 

- разноуровневое тестирование;

-развернутый письменный ответ на вопрос;

-терминологический диктант;

-устный опрос;

-выполнение практических заданий.

 

Учебно- методическое обеспечение предмета

и перечень рекомендуемой литературы

для учителя и обучающихся

 

Литература для обучающихся

 

  1. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: пособие для учащихся/ под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

 

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8  кл.:  учебник для ОУ / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ.  ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2009. – 224 с.

 

 

                                         Литература для учителя

 

1. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 - 11 классы . Под общей редакцией А.Т. Смирнова – М., «Просвещение», 2008.

 

2.Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5 - 9 кл. /А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под общей ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

 

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 – 9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с.

                 

  1. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: книга для учителя/ И.К. Топоров. - М.: Просвещение, 2000.

 

                                         ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=comСообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

2.http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

3.http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

4.http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;

5.http://www.uroki.net/dokobgd/htmДля учителя ОБЖ материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

6.http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

ТСО

 

   Мультимедиапроектор

   Экран

   Ноутбук

Плакаты

 

   Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

   Безопасность на улицах и дорогах

   Криминогенные ситуации

   Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы,    бури, смерчи

   Правила поведения при землетрясениях

   Пожары, взрывы

   Наводнения и затопления

   Правила оказания медицинской помощи

 

   Безопасность дорожного движения

   Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

   Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

 

Средства индивидуальной защиты

   Ватно-марлевые повязки

   Противопылевые тканевые маски

   Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

   Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи

   Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)

   Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)

   Средства медицинской защиты

   Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)

   Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.

   Противохимический пакет (типа ИПП-8 и т. п.

 

 

Последнее обновление ( 29.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

  » Электронная почта: «